Психологический портрет избирательной кампании в Полтаве. Какой он? С таким вопросом мы обратились к полтавчанину и практическому психологу Николаю Белоконю, который в свободное от основной работы время рассматривает политические процессы в городе и области сквозь призму психологии.
— Николай Иванович, какой вы видите психологическую составляющую сегодняшней избирательной кампании в Полтаве?
— Вы слышали, что Наполеон проиграл битву при Ватерлоо потому, что его замучил геморрой? А битву при Бородино так и не смог выиграть потому, что в тот день его измотал сильный насморк? А шведы проиграли битву под Полтавой потому, что Карл ХII был ранен и пребывал в самом скверном настроении? Если вы слышали хоть что-нибудь подобное, значит с вами можно говорить о политической психологии. Это мое лирическое вступление в анекдотическом варианте, а если говорить всерьез, то борьба за кресло мэра в Полтаве разыгралась не на шутку, интрига будет сохраняться до последних дней, да еще и «мажоритарщики» подольют масла в огонь. Точно скажу, скучно не будет! Диапазон эмоциональных тонов будет варьировать от уровня восторга до полнейшего разочарования и апатии. Что очень сильно бросается в глаза, так это откровенная неправда. К сожалению, очень много лжи идет от имени науки, под видом так называемого РR. Чем ближе к дате выборов, тем больше появляется сочинений двоякого рода. С одной стороны, слишком много ура-оптимистических сочинений во славу действующей власти и ее лидера. С другой, в случае победы другого претендента, — страшилки рисующие политические перспективы полтавчан в самых мрачных тонах и красках. В ход пошел такой массовый феномен, как слухи и один из его разновидностей — сплетни.
— Вы говорили о пиаре. Не лишним будет напомнить, что означает «черный» пиар?
— Один из инструментов современной политической рекламы является пиар (РR) паблик рилейшнз — буквально, отношения с общественностью. Сегодня это средство массовой психологической манипуляции сознанием и поведением людей через СМИ. Полтава не есть исключение в этом плане. Почти все кандидаты, в той или иной степени, используют эту технологию. Дело в то, что очень трудно сочетать обязательную искренность и порядочность личности с естественным цинизмом политики как таковой. Есть такая тактика — утверждаться за счет унижения других и поиска компромата. Однако она может дать и обратный эффект, в психологии он называется «эффектом бумеранга». Думаю, вы знаете принцип действия этого оружия, и неумелое его применение может сильно ударить «неудачливого охотника».
— Есть ли у нас примеры таких «неудачливых охотников»?
— Думаю, что есть, только я бы не называл их неудачливыми охотниками, здесь больше подходит слово «промашка». Так, один из основных кандидатов в мэры находится в эпицентре политической игры, но сам он не игрок. В его руках политик провинциального уровня, образное обозначение личностного профиля — «Артист». Неудачный и разоблачительный выход «Артиста» на экран — желаемого результата не дал, а наоборот добавил баллы в антирейтинг претендента на булаву. Здесь я использовал метафору, как один из приемов лучшего представления реальности.
— Какую роль играет имидж кандидата в проведении предвыборной агитации?
— Имидж — это воображаемый, виртуальный положительный образ человека. Его используют для того, чтобы максимально показать положительные качества политика, и снизить до минимума его негативные черты. Вот, например, имидж бывшего мэра Анатолия Кукобы состоял из таких характеристик, как «батько», «хозяин», «хозяйственник». Имидж Александра Мамая создан из следующих параметров: «благодетель», «меценат», «свой парень», «успешный менеджер». Мамай сохраняет внешнее спокойствие и этим самым вызывает негодование у оппонентов. Он не создает повода для информации. Нет более невыносимого, чем молчание на критику. Молчание провоцирует на активизацию собственной деятельности, но уже изначала негативно окрашенную, на грани или за гранью фола.
А вот, к примеру, Андрей Мартенс создал себе образ аристократа, педанта, тактичного и вежливого джентльмена. Он «эксплуатирует» тему гендерной политики. Он не использует сомнительные технологии, чем и завоевал привлекательность со стороны полтавчан и женщин. Есть перспектива на будущее.
Есть ещё такие претенденты на мэрство, как экс-губернаторы. Например, я бы не снимал со счетов избирательных перегонов Степана Бульбу. У него психологический портрет либерального руководителя. Принцип работы таких руководителей заключается в том, что он подбирает себе профессиональных заместителей и дает возможность им самостоятельно работать, периодически проверяя результат и его качество. Это типичный армейский подход и как показывает практика, военные люди неплохо зарекомендовали себя на руководящих должностях, как исполнительные и дисциплинированные. Уж он точно не полезет на крышу или в подвал!
— А экс-губернатор Валерий Асадчев спустится в подвал с гаечным ключом?
— Может быть спустится в свой собственный, но не в коммунальный и без сопровождения телекамер. Валерий Михайлович позиционирует себя как истинный патриот Украины. Он очень чутко относится ко всем атрибутам украинской духовности. Свои политические баллы он зарабатывал на конфликте с нынешним мэром Полтавы под лозунгом «Городом управляет не украинская, не патриотическая власть». Фоном здесь служил памятник Ивану Мазепе.
Придя к власти, он оставил прежнюю команду, и это был очень профессиональный поступок, поступок мудрого администратора и руководителя.
Также Валерий Асадчев очень трогательно относится к детям. И это не напускное, видно, что это от души.
— Исполнять обязанности мэра в наше время миссия не благодарная. Что же все-таки толкает наших кандидатов на столь «геройский» поступок, чем он мотивирован?
— Мотивов много, отдельные могу назвать. Это мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности, познавательные мотивы, идеологические, мотив преобразования мира и т. д. Однако сегодня доминирует мотив власти над людьми и меркантильный мотив. Причем, последний присущ большинству политиков, он находится в «подсознательном» личности и прикрыт красивыми псевдомотивами. Заканчивая диалог на оптимистической ноте, хочется верить, что наши кандидаты в мэры и в депутаты искренне желают сделать жизнь полтавчан лучше, где есть место и для радости и для любви.