Одновременно с оглашением результатов пришла пора проанализировать ход избирательной компании. Зачем? — ну, наверное, за тем, что в отличие от некоторых скептиков я верю в то, что свободные выборы в нашей стране еще будут и участникам следующих электоральных баталий опыт нынешней кампании может быть полезен. Предлагаю вашему вниманию первую статью из запланированной серии материалов на данную тему. Посвящена она краткой оценке результатов выборов мэра в Полтаве.
В главной номинации «Мэр Полтавы», победу с огромным отрывом одержал Александр Мамай. Своим результатом он доказал, что как бы ни было обидно всевозможным «борцам за идею» и «ученым политтехнологам», покупка голосов избирателей была, есть, и, вероятно, еще долго будет самой эффективной политической технологией. Правда, от банального подкупа, кампания нынешнего триумфатора отличается тем, что проведена она была на высоком профессиональном уровне, я бы даже сказал, проведена красиво!
Невероятно, но факт — вечером 31 октября впервые в жизни моя теща спорила со мной о политике! Если раньше, перед выборами она спрашивала у меня за кого голосовать, мотивируя это тем, что ей все равно, лишь бы нам, молодым, было хорошо, то в этот раз с самого утра вместе с тестем они пошли на участок и, отстояв два часа в очереди, проголосовали за Мамая и его «Совесть».
Вечерний спор передаю почти дословно:
— А ничего, что ваши голоса стоили 150 гривен?
— Почему это 150?
— Три набора по 50 гривен.
— Этого не может быть, там больше, там по 7 кг сахара.
— Ну, правильно, 7 кг по 7 гривен будет 49!
— Сахар 8 гривен стоит!
— Ну, даже если и так, то голоса ваши стоили 180 гривен.
— Этого не может быть!!! Точка!
Интереснее всего, в данной ситуации то, что от действующей власти, примерно за тот же промежуток время, как дети войны, материальных ценностей они получили больше! Оказывается, давать надо уметь!
В номинации «За наибольший вклад в победу конкурента» первый приз получают политтехнологи Андрея Матковского. Такого махрового непрофессионализма, не адекватного поведения и откровенной глупости видеть давно не приходилось. Проанализировать все это в данной статье не представляется возможным. Планирую посвятить этой теме отдельное исследование.
Неожиданно высокий, для меня, во всяком случае, результат получил Валерий Асадчев, особенно учитывая тот факт, что его компания было хоть и активной, но самой короткой. Начни он раньше, да приведи людей на выборы, может ситуация была бы и другой. Ведь не стоит забывать, что при всей победной феерии, за Александра Мамая проголосовало всего то чуть больше 28% от общего количества избирателей города. За подобные достижения, присуждаю Валерию Асадчеву главный приз в номинации «Третий, не лишний».
Наибольшее количество призов собрал, несомненно, Андрей Мартенс. Приз первый — в номинации «Деньги на ветер». Напомню, что за него, как за кандидата в мэры, проголосовали что-то около 2600 избирателей. Если учесть, что в это количество входят партийные функционеры, кандидаты от «Фронта Змін» и члены их семей (всего около 1000-1300 избирателей), плюс его женщины (количество не установлено), плюс работники «Витамина», то можно предположить, что каждый оплаченный кандидатом рекламный носитель (а их, несомненно, было наибольшее количество среди всех кандидатов) принес в копилку по 3-4 голоса. Потрясающий результат! Приз второй — «За наивысшую эффективность в деле раскола собственной организации». Не секрет, что мэрские амбиции Андрея Мартенса были неодобрительно встречены членами партии. Негатив был усилен действиями лидера в процессе компании. Было все: скандалы, склоки, жалобы, киевские контролеры. Вполне вероятно, что подобные события помогли Мартенсу добиться и третьего приза — в номинации «Худшее соотношение личного и партийного рейтинга». Результат, полученный им в 2,5 раза хуже результата партии.
У лидеров мэрской гонки результаты абсолютно противоположные. Личный рейтинг кандидата — намного выше рейтинга партии, которая его выдвинула. У Мартенса же — 2,38%, а у «Фронта Змін» — почти 6%. Есть над, чем задуматься! Симпатики у партии Яценюка в Полтаве хоть не много, но есть, а вот устраивает ли их такой местный лидер, как Мартенс — вопрос, наверное, риторический.
Приз в номинации «Главное — участие», получает готовый баллотироваться от «все равно какой» партии Василий Ковальчук. Изюминкой его кампании стал тот факт, что, практически одновременно г-н Ковальчук, говорят, брал деньги у одного из конкурентов, использовал медиа-рессурс этого же конкурента и подавал на него же в суд. Высший пилотаж! Не удивительно, что фальшь заметили даже легко поддающиеся зомбированию симпатики «Свободы». За кандидата в мэры от своей парии голосовал только каждый второй (2950 голосов за «Свободу» и 1620 за Ковальчука). Интересно, выдвинув такого человека в мэры, «Свобода» и дальше будет настаивать на том, что она «идейная» партия?
Результат Александра Кулика вполне прогнозируемый, т. к. примерно равен количеству подписчиков «Полтавской думки», добравшихся до избирательной урны. Отсюда совет: увеличивайте тираж, и вам будет счастье, а вмести с ним и призы.
Расколовшаяся, в свое время, Соцпартия выставила сразу двух кандидатов Степана Бульбу и Сергея Школяра, которой шел от «Союза левых сил». Для комплекта не хватало Александра Русина. Может быть, тогда на троих и набрали бы пару тысяч голосов. А так — нет результата, нет призов, уж извините.
В номинации «Руки прочь от рынка «Мотель» победил Виктор Бажан, не добрав до гроссмейстерского результата в 500 голосов всего чуть-чуть. Редкий случай, когда результата нет, а победа есть. Власть, грозившая отобрать рынок, проиграла. Пришла новая, и это дает надежду на счастливое разрешение конфликта.
О кандидате Яковенко, к своему великому огорчению, ничего не слышал ни до, ни во время компании. Прошу прощения, но н/а (не аттестован)
Результат Травкина, кандидата от «Европейской партии» дает ответ на важный вопрос: сколько в Полтаве европейцев? Вероятно, около трехсот. Прямо, скажем, есть над, чем работать. Ничего другого самому молодому кандидату посоветовать не могу. Работайте, время у Вас есть!
В номинации «Нелепость кампании» победил, набрав 200 голосов, Юрий Боярский. Каким образом член парии Возрождения села планировал решать уставные задачи своей организации (т. е. возрождать село) из кресла мэра Полтавы, мне было не понятно с самого начала. Судя по результатам — не мне одному. Во всяком случае, можно быть спокойными: распахивать и засевать пшеницей твердых сортов городские клумбы и газоны никто не будет.
Ну, кажется, все. Вроде никого не забыл. До встречи.