Галочка напротив нужного пункта стоит, на улице Банковой просят больше не отвлекать. Но реформа-то не состоялась.
Чужой опыт не впрок
Только сильно зажмурившись, только в крайнем затмении ума свежеиспеченный Налоговый кодекс можно назвать «либеральным» или «реформаторским». Чтобы понять это, не нужно вчитываться в главы, статьи и параграфы. Достаточно сравнить основные его параметры с налоговым кодексом ну, скажем, Грузии – тем более, что грузинский опыт реформ ежечасно поминали сами авторы украинского НК. Вице-премьер Сергей Тигипко не один раз летал в Тбилиси смотреть на тамошнее государственное обустройство; архитектор грузинских реформ Каха Бендукидзе (до 2009 года – глава канцелярии правительства) приезжал в Киев и говорил с украинскими чиновниками.
Перекрестное опыление не состоялось. Украинская налоговая реформа так же далека от грузинской реформы, как водопроводный кран далек от строительного крана – слово одно, разница значительная: там льют воду, а там строят.
Условия хуже – результаты лучше
Для начала стоит вспомнить, что Грузия – это крошечная страна, зажатая горными хребтами в дальнем углу Черного моря. Из трех путей, которыми Грузия может сообщаться с внешним миром (через Россию, Украину и Иран), один наглухо перекрыт. Четыре года назад Россия запретила импорт грузинского вина в частности и продукции сельского хозяйства вообще. Она подняла для Грузии цены на газ с $110 до $235 за кубический метр. Наконец, после августовской войны, во время которой Россия разбомбила грузинский порт Поти, правительству Михаила Саакашвили пришлось принять и поселить 15 тысяч беженцев.
«Мы понимали – Грузия находится в очень тяжелом состоянии, поэтому только радикальное улучшение налогового климата и вообще всего делового климата – наш единственный путь», – говорит Каха Бендукидзе на вопрос «Газеты…» о том, почему Грузия сумела так радикально изменить себя в такие короткие сроки.
«Налогоплательщики, – пишет в своей статье Гия Джандиери, вице-президент Новой экономической школы, – уклонялись не только от налогов, но и от участия в делах государства и общества. Требовались не косметические изменения, а радикальное преобразование».
После революции роз в конце 2004 года радикальные преобразования провели решительно и быстро. В первый же год работы новой власти количество налогов уменьшили с 22 до шести, а потом до пяти. Не стало налогов, которые пополняли специальные фонды (например, дорожный) – все платежи пошли прямиком в бюджет. Исчезли льготы и специальные режимы: весь грузинский бизнес платит налоги по одним и тем же ставкам. В 2007-м заработала система подачи налоговых деклараций через интернет. В 2008-м «социальный налог» соединили с подоходным: «Было ошибкой не сделать этого сразу», – говорит Каха Бендукидзе. В следующем году правительство собирается упростить таможенные правила и присоединить таможенный кодекс к налоговому (впрочем, грузинская таможня и без того была одной из самых прозрачных в мире).
«В Грузии налоги больше», – заявил у себя в блоге Михаил Бродский, которого называют одним из авторов нового Налогового кодекса. К сожалению, главу Госкомпредпринимательства кто-то ввел в заблуждение. Нет ни одной позиции, по которой украинская налоговая система была бы либеральней грузинской.
Проклятье государственных объятий
Разница между кодексами Украины и Грузии несколько глубже, чем просто в ставках и процедурах. Их писали люди с разным устройством головы.
Бендукидзе и его команда хотели скорейшего развития Грузии: государство вынимает руки из частных карманов; максимально простые правила – единственная возможность сохранить независимость и догнать остальной мир. Правительство Азарова решало гораздо более узкую задачу: оно боролось с так называемыми «оптимизаторами» – то есть, будем говорить честно, с обычными бизнесменами, которые всеми силами пытались выскользнуть из-под тысячетонной туши государства.
Разницу в результатах нам еще предстоит увидеть.