Казалось бы, отмена техосмотра облегчит жизнь водителям. Ведь исчезнет еще одна статья расходов. Да и «побочные» поборы со стороны Госавтоинспекции уменьшатся, пишет сайт Подробности.
Даже в самой милиции признали: с отменой техосмотра – потеряли миллионы.
— Только от отмены техосмотра транспортных средств спецфонд МВД теряет около 0,5 миллиарда гривен, — заявил Могилев
Однако водители не спешат радоваться. Ведь сохраненные средства им все-таки придется израсходовать на все тот же техосмотр. По крайней мере, так уверяют эксперты.
— Техосмотр отменяется, поборы остаются, меняется лишь их адресат. Планируется, что из схемы ТО будут выведены подразделения ГАИ, вместо них создадут другие схемы, с привлечением страховых компаний и сертифицированных станций техобслуживания. Т.е., 9 миллионам водителей так же придется тратить время, проходить через унизительные процедуры, откупаться. Единственное отличие будет в том, что взятки будут получать не гаишники в милицейской форме, а взяточники в костюмах, — сказал народный депутат Анатолий Гриценко.
По его словам, ежегодно с водителей собирают свыше 100 миллионов долларов взяток. И отказываться от этих денег никто не собирается.
Уже после принятия президентского законопроекта во втором чтении, свои опасения выразили и страховщики.
— С вступлением в силу нового закона, страховая компания будет обязана предоставить полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности – ред.), даже если автомобиль находится в неисправном состоянии, так как ответственность за техническое состояние автомобиля, по закону о дорожном движении лежит непосредственно на водителе. При этом, при расчете стоимости полиса «автогражданки» страховые компании будут применять коэффициенты, учитывая страховые риски, — говорит председатель правления одной из страховых компаний Вадим Загребной.
— Если раньше «автогражданка» проверялась только при возникновении аварии, или в случае нарушения правил дорожного движения, то теперь она является обязательным документом подтверждающим право управления автомобилем, — утверждает он.
Как отмечает Загребной, для тех водителей, кто предоставит справку о техническом состоянии автомобиля, обязательный страховой полис обойдется гораздо дешевле, чем для тех, кто захочет застраховаться без каких-либо документов о техосмотре.
По мнению Загребного, при вступлении закона в силу с 4 августа страховой рынок ОСАГО ожидает передел.
— Агенты страховщиков, работающие возле ГАИ, потеряют свой бизнес, а вот те страховые компании, которые имеют партнерские отношения с сертифицированными СТО, получат значительное увеличение объемов продаж. На СТО автовладельцу однозначно будет предложен полис автогражданки, от которого он не сможет отказаться, — отмечает страховщик.
Не все так просто и с другим видом страхования – КАСКО.
— Принятие этого закона никак не скажется на КАСКО, — говорит Загребной.
Тем не менее, он отмечает, что автовладельцам, которые будут страховать свой автомобиль по КАСКО, все равно придется проходить техосмотр.
— Ни одна страховая компания не возьмет на страхование транспортное средство, если не будет экспертного заключения о состоянии автомобиля. Более того, законом вводится административная ответственность страховщика в виде штрафа за продажу страховок без наличия у водителя документов о технической исправности транспортного средства, которое подпадает под обязательный техконтроль, — резюмирует страховщик.
Таким образом, отмена обязательного государственного техосмотра не избавила водителей от необходимости проходить ТО. Изменился лишь получатель денег. Раньше это было ГАИ. Теперь это сертифицированные службы технического обслуживания.
Ведь ни одна из украинских страховых компаний не захочет рисковать и «подставляться» под штраф, продавая водителю страховку, без наличия документов о технической исправности автомобиля.
Кстати, и в этом случае Украина пошла по проторенному российскому пути. В РФ тоже передали ТО из государственных в частные «руки». Подобный законопроект Дума приняла во втором чтении 14 июня 2011 года. Результат не заставил себя ждать: если раньше в ГИБДД россияне платили около 600 рублей (300 – госпошлина, 300 – сам техосмотр), то теперь за все тот же ТО рядовой россиянин платит в пять раз больше – около 3000 рублей.
Впрочем, украинские страховщики не устают уверять: на стоимость их полисов отмена ТО не повлияет. Правда, своего слова еще не сказали владельцы станций технического обслуживания.