Последний чемпион мира родом из СССР

Последний чемпион мира родом из СССР

Виктор Ржаксинский – чемпион мира 1991 года в групповой гонке, победитель «Велогонки Мира» 1991 года. 28 октября 1967 года в Кременчуге родился парнишка, которому в будущем суждено было войти в истории советского и мирового велоспорта, как последнему победителю знаменитой «Велогонки Мира» и в тот же год стать лучшим велогонщиком планеты. Он учился в той же школе №17, что и олимпийский чемпион Олимпиады-80 Владимир Киселев. В школе велоспорта, которая ютилась в одном из подвалов дома на поселке Молодежном, Виктор пришел 12-летним пареньком. Последующие 14 лет он жил только велоспортом. Спортивный век можно было бы и продолжить, если бы не досадные травмы, которые поставили крест на карьере велогонщика, когда он был в расцвете сил. Моя стихия - горные гонки - С первых шагов в велоспорте я понял, что это мое, - вспоминает Виктор Ржаксинский. С первых шагов я стремился быть лучшим. Благо мои тренеры Александр Радченко и Виктор Дементьев (ныне заслуженные тренеры Украины, примеч. автора), имея за плечами огромный опыт серьезных соревнований, многому могли меня научить. Виктор Петрович специализировался на кроссе и поэтому именно в этом виде велогонок я и преуспел, став чемпионом Украины и выполнив норматив мастера спорта СССР. Позднее это же звание я достиг и в гонках на шоссе. Групповые гонки проходят на шоссе, в которых гонки занимают 20-30 километров. Именно в гористой местности трассы, там, где тяжело, я чувствовал себя уверенно. Это моя стихия. При моем весе в 60 кг мне было проще, чем более тяжелым гонщикам, взбираться на крутые подъемы. Но это далеко не решающий фактор в гонках. Для победы, кроме физической подготовки нужна большая сила воли и, самое главное – светлая голова. Тактически грамотный гонщик имеет большие шансы на успех, чем двужильный ломовик. «Служба в армии» помогла Виктору попасть в поле зрения московского ЦСКА со знаменитым Виктором Капитоновым во главе. Благодаря «московской прописке» для Ржаксинского была открыта дорога в сборную СССР. Остальное зависело лишь от него. Чемпионат мира в Штутгарте. В то время сборная команда СССР представляла грозную силу, да, впрочем, и в другие годы тоже. Перед традиционной «Велогонкой Мира» мы имели все основания рассчитывать на успех. 1700 км долгого и трудного пути должны были определить победителей в командном и личном зачете. Кто мог тогда подумать, что это будет последний старт сборной некогда могущественной державы и тот, кто выиграет эту гонку, войдет в историю, как ее последний победитель. Шесть этапов гонки проходили по разным странам. Ржаксинский с первых этапов вошел в лидирующую группу. А уже после третьего этапа он стал единоличным лидером, и команда стала работать на него. Партнеры по очереди «вели» Виктора по трассе, давая ему возможность делать небольшие передышки. Финиш в Варшаве на последнем этапе принес триумф кременчугскому пареньку в майке с надписью СССР. Впервые в этих соревнованиях победителю, кроме награды, вручили автомобиль «Шкода». Это событие относится к ранней весне 1991 года, а уже через несколько месяцев, точнее 24 августа Ржаксинский вышел на старт чемпионата мира по шоссе. Невзирая на победу в «Велогонке Мира» и звания заслуженного мастера спорта место в сборной Ржаксинскому пришлось завоевывать в чемпионате СССР. В 10 утра был дан старт групповой гонке на 178 км. 190 участников со всего мира были объединены одной целью – победить, во что бы то ни стало. В любой команде есть лидер, на которого работает вся команда. В сборной СССР на тот момент любой мог справиться с этой ролью. Сложно предположить, как бы закончилась гонка для Виктора Ржаксинского, если бы не Олег Галкин. Двукратный чемпион мира знал, что ему уже не под силу стать победителем в третий раз. На первых же метрах у Ржаксинского случается мини-авария. Пока устраняли неполадки, пелетон ушел далеко вперед. Галкин подождал младшего товарища и помог ему догнать основную группу гонщиков. Вскоре в отрыв уходят 11 велосипедистов. В их числе и Ржаксинский. Ближе к финишу их осталось шестеро. Так и шли они плотной группой, выжидая удобного момента для финишного рывка. Трасса в Штутгарте была одной из самых сложных в мире. Профиль трассы – шесть километров подъем, шесть километров – спуск и три километра – равнина. В общей сложности «гор» надо было проехать 90 км. «Моя стихия – горные гонки. Но то, что я выиграю равнинный финиш – не ожидал никто. Даже я сам. После финиша я долго не мог прийти в себя и поверить в свою победу. Всего полметра я выиграл у итальянца, финишировавшего вторым». Москва никак не отреагировала на победу Ржаксинского. В Белокаменной в это время гремели пушки, в стране затеяли правительственный переворот. Зато в своем родном Кременчуге чемпиона встречали со всеми почестями. Во Дворце «Нефтехимик» был устроен настоящий праздник в честь чемпиона. Потом была Испания и команда «Seur», всемирно известные гонки «Джиро д’Италия», «Вуэльта» и другие всемирно известные гонки. Старые травмы и не желания хозяев команды дать Виктору передышку для восстановления сил вынудили знаменитого велогонщика в 26 лет повесить велосипед на стенку.


Автор: Валерий ЗУБЕНКО, telegraf.in.ua
Поділитися:
18 січня 2010, 14:23 | Регіон: Кременчук | Категорія: Спорт і здоров'я | Сторінка для друку

Додати коментар

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
Щоб прокоментувати матеріал, Вам необхідно зареєструватися, або увійти на сайт під своїм логіном




Зачекайте, йде завантаження...

Логін:
Пароль:
запам'ятати


Реєстрація | Нагадати пароль

Шановні водії!

У зв’язку зі значним погіршенням погодних умов та сильної хуртовини частина траси Р-52 у Царичанському районі являєтсья непридатною до використання!

Служба порятунку звертає Вашу увагу на те, що вирушаючи у таку погоду в дорогу Ви йдете на це на свій страх і ризик - у випадку неможливості вибратися із снігових заметів на дорогах чекати допомогу можливо прийдеться досить довго.

Тому рекомендується відмовитися від подорожей автомобілем до стабілізації ситуації