Икона стал достоянием современного обсуждения в 2007 году, когда появилась информация об ее обнаружении (объявлении) в Свято-Троицкой церкви Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, о чем заявил ее владелец клирик отец Александр (Сабко).
Икона и ее особый оклад стали предметом настоящего паломничества. Как стало известно из легенд и доступной литературы (Евгений Поселянин «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» (1919г.), жившему в конце XVII века недалеко от Ахтырки священнику о. Иоанну Ильичу Уманову в 1689 году явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца. У самого старого старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. Так и случилось через три дня.
«Отец Иоанн поставил икону у себя и вскоре увидел во сне Деву необычайной красоты, которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Икона после молебна торжественно была перенесена в храм в село Каплуновка, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской».
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла — «дерзкие лютеране армии Карловой» три раза пытались поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что «храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека (а это был некий Григорий Журавель) в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо».
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. «После молебна три крати Государь Петр Алексеевыч омивай слезами святую икону, просил о победе неприятелей и помощию чудотворной иконы совершенную победу возимел».
Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен со святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
Как пишет исследовательница истории иконы Н. Чугреева, «после событий под Полтавой и возвращения иконы в Каплуновку продолжались чудотворения от образа. По принятому обычаю к иконе делали множество прикладов, она была завешена изображениями голов, рук, ног из серебра, а приток паломников был столь велик, что в помощь священникам местным посылались монахи из Ахтырского монастыря.
Празднование иконы было установлено в 1766 году по указу императрицы Екатерины, а в 1780 году в Каплуновке был заложен огромный храм (12 окон лишь в главном куполе). Храм вмещал до двух тысяч человек.
В 1909 году на праздновании юбилея битвы икону выносили на царственный крестный ход. А в 1894 году в полтавской типо-литографии Л. Фишберга, в честь одной из самых чтимых святынь Государства Российского выпущена книга «Каплуновская икона Божіей Матери, споспешница Полтавской победе 1709 года».
Именно эту книгу (факсимильное воспроизведение) переиздал к трехсотлетнему юбилею полтавский историк, краевед Юрий Владимирович Погода, который отредактировал текст и иллюстрации. Меценатами издания стали известные в Украине бизнесмены, отец и сын Василий Иванович и Максим Васильевич Каплуны (одни из производителей автобусов «Богдан»).
В отличие от оригинала, современная книга имеет качественно другой вид, она дополнена многочисленными иллюстрациями, некоторые из которых публикуются впервые. Так, читатель сможет впервые увидеть изображение Иконы в окладе и без него из Свято-Троицкой церкви Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, икону Спасо-Преображенской церкви в Ахтырке, иконы, находящейся в Финляндии, иконы из церкви Святого Покрова села Пархомовка Харьковской области, медальон с изображением Каплуновской иконы, изготовленный к 200-летию Полтавской Победы.
Что касается самой иконы, то, по версии о. Александра, оригинал образа находится у него, как и один из более поздних списков. Именно этот образ актив Русской общины и историк Юрий Погода готовили к возможной торжественной поездке в Санкт-Петербург, на празднование 300-летия Полтавской Победы. Однако архиепископ Филипп, Владыка Полтавский и Миргородский, считает, что «чтимый оригинал» находится у него в епархиальном управлении. При этом один из ведущих специалистов в истории Каплуновской иконы Н. Чугрееева уверена, что оригинал либо погиб в пожаре еще до революции, либо пропал в годы безбожничества.
В любом случае, одни из самых древних списков святой иконы находятся в Полтаве и являются одним из ее достояний.
Осенью прошлого года Полтаву посетил российский и русский художник-иконописец Константин Витальевич Назаров, который работал над росписью Казанского собора на Красной площади, росписями в других храмах Москвы и Подмосковья, а также в киевской Феофании, где написал памятную икону образ Серафима Саровского. Среди написанных им икон художник выделил «Спас на Убрусе», «Собор Московских святых», «Ангел-хранитель», «Архидиакон Трифон».
Визит в Полтаву, помимо всего, был связан с передачей копий Образа Пресвятой Богородицы «Полтавская Победная», в честь 300-летия победы русского оружия под Полтавой (1709-2009). Ее уже стали называть «Каплуновская победная». Замысел создания такой иконы принадлежит громадному подвижнику и патриоту из Москвы Владимиру Ильичу Максимову. В работе над иконой принимал участие смоленский художник и иллюстратор книг Юрий Каштанов.
В основе иконы лежит Образ Пресвятой Каплуновской Божией Матери — споспешницы Полтавской победы. Вокруг образа художники разместили эпизоды, связанные с Полтавской баталией, освященной небесными покровителями. Сама икона находится в Москве, где была освящена.