Не раз приходилось слышать, как пенсионеры ругаются с кондукторами. Первые аргументируют «… а Мамай сказал «дети войны» ездят бесплатно!», или «как это пенсионеры платят? Ведь Мамай же сказал…»
Немного истории
В преддверии выборов мэра тогдашний городской голова Андрей Матковский договорился с СП «УМАК» о том, чтобы предприятие с 1 сентября добавило в список льготных категорий ещё две — ветеранов труда и ветеранов военной службы. В октябре в «кольцевых» наблюдался полный аншлаг — в забитых автобусах ветераны труда активного обговаривали политическую обстановку в городе.
Но «акция» с ветеранами труда не помогла Андрею Матковскому остаться в своем кресле, и «к рулю» приступил новый мэр — Александр Мамай.
Однако, как и ожидалось, после выборов ситуация изменилась. И уже 3 ноября СП «УМАК» отказалось перевозить 2 вышеуказанные категории, мотивируя это тем, что никакого документа, который бы обязывал предприятие возить ветеранов труда, нет — это была просто устная договоренность. Так как за 2 месяца из-за «нововведения» выручка предприятия заметно упала, то «УМАК» больше не в состоянии бесплатно перевозить «акционные» категории.
Автобусы СП «УМАК» на конечной «Героев Сталинграда»Автобусы СП «УМАК» на конечной «Героев Сталинграда».| Фото: Евгений Асауленко
Попытка №2: кому — хорошо, кому — плохо
С 1 декабря кондукторам СП «УМАК» вновь было дано указание бесплатно перевозить ветеранов труда и ветеранов военной службы. Снова забитые автобусы, снова обсуждения «какой у нас хороший мэр». Всё очень напоминает октябрь сего года, с разницей только в том, что фамилия, звучащая из уст пенсионеров уже не «Матковский», а «Мамай».
Для кого это хорошо? Естественно, самим ветеранам труда и ветеранам военной службы. Ведь теперь они могут по несколько раз на день бесплатно кататься в быстрых, теплых автобусах, курсирующих каждые 3 минуты, а не холодных медлительных троллейбусах, которые приходится ожидать на остановке по полчаса. Это лишний раз доказывает пенсионерам заботу о них со стороны мэра города.
Плохо, конечно же, СП «УМАК». В первую очередь — падает выручка. Отсюда — задержки зарплаты, нехватка средств на запчасти и т.п. В итоге — состояние подвижного состава ухудшается, и как вариант — появится нехватка кадров.
Плохо работникам предприятия — у водителей и кондукторов падает зарплата, которая напрямую зависит от количества обилеченных пассажиров.
Плохо и тем пассажирам, которые не относятся к категории «акционных». «Кольцевой» становится всё более похожим на троллейбус — полон пенсионеров, которые во весь голос обсуждают политиков, молодежь и т.п. Нередко в салонах появляется характерный для троллейбусов запах. Какой — знает каждый, кто хоть раз ехал в забитом троллейбусе.
Если такая «акция» станет бессрочной, пассажиры молодого возраста уйдут из «кольцевых» в автобусы малой вместимости, которые тоже курсируют по кольцу — там не будет такого количества пенсионеров со всеми сопутствующими обстоятельствами.
Хочется добавить еще кое-что. В «УМАКе» кроме описанных автобусов на кольцевом маршруте работают и полюбившиеся полтавчанам практически новые частные автобусы с низким уровнем пола. В отличии от своих 20-25-летних «коллег», которые ремонтируются с помощью лома и чьей-то матери, эти 15-ти, а порой и 10-летние иномарки требуют хорошего и дорогостоящего ухода — начиная от качественного дизтоплива и масел до квалифицированных специалистов — электриков, механиков и пр. Как все это можно обеспечить, перевозя ораву льготников?
Классификация новоявленых льготников
Всех ветеранов труда условно можно разделить на две категории. Первая (их большинство) — это те, кто раньше ездили на «кольцевых», но платил за проезд. Они — работающие пенсионеры, хорошо одеты, нормально выглядят. Плата за проезд не является большим убытком для их семейного бюджета. Вторая — это бывшие пассажиры троллейбусов. Узнав от ровесников на лавочке о «халяве», они катаются в «кольцевых» по надобности и без. Они считают, что все им что-то должны, зачастую хамят окружающим. Зачастую находится с ними в одном автобусе неприятно — и не только из-за морального аспекта, но и из-за, простите, «льготного запаха» — назовём это так.
«Кольцевые» постепенно превращаются в те же троллейбусы…
Выход из ситуации есть!
Решить эту проблему просто — нужно выделить определенным льготным категориям дотацию к пенсии — и тогда уже бабушка будет думать: мотаться ли ей по пять раз в день на базар посмотреть цены или сэкономить, купив пакет молока в магазине в соседнем доме. Беда только в том, что для этого нужны деньги в бюджете и гораздо проще возложить этот груз на перевозчиков. Транспорт-то (кроме КП «Полтаваэлетроавтотранс») весь частный — вот убытки и ложатся на плечи предпринимателей.