Вице-премьер-министр Украины—Министр инфраструктуры Борис Колесников уверен, что уже в мае 2012 г. скоростные поезда вполне смогут конкурировать с самолетами. По крайней мере, из центра Киева в центр Харькова можно будет домчаться по железной дороге всего за 3 ч 30 мин, в то время как по воздуху это путешествие, с учетом необходимости добраться до аэропорта, а затем с места посадки до города, займет на час больше времени.
К другим городам, принимающим чемпионат Европы по футболу в 2012 г., экспрессы также станут доставлять пассажиров гораздо быстрее, чем сейчас. Об этом Вице-премьер-министр Украины—Министр инфраструктуры рассказал в ходе недавней инспекционной поездки по участку будущего скоростного железнодорожного движения Киев—Львов. В ходе этой поездки непосредственно на борту инспекционной мотрисы также было проведено совещание Бориса Колесникова и Генерального директора Укрзализныци Михаила Костюка с начальниками всех шести железных дорог Украины.
Разговор шел о том, что именно на участках будущего скоростного движения, а это Львов—Киев—Харьков—Донецк, должны быть в 2011 г. сконцентрированы финансовые, людские и технические ресурсы для приведения инфраструктуры в состояние, которое позволит современным экспрессам легко развивать и удерживать скорость 160 км/ч. Безусловно, при этом должна гарантироваться безопасность и тем, кто будет ехать в этих поездах, и тем, кто будет провожать их взглядом, стоя на платформе вокзала или у шлагбаума на переезде. При такой скорости никаких «сюрпризов» быть не должно.
Движение будет раздельным
По словам Генерального директора Укрзализныци Михаила Костюка, предстоят большие работы по подготовке инфраструктуры к скоростному движению. Так, на участке Киев—Львов сегодня обычный поезд преодолевает расстояние в 670 км за 10 ч. Для того чтобы пассажиры
могли преодолеть это расстояние по железной дороге всего за 4 ч 30 мин, а именно такое задание поставил перед железнодорожниками Борис Колесников, необходимо будет модернизировать каждый второй километр пути на этом отрезке. Подлежат замене также стрелочные переводы, здесь будут устанавливать более пологие марки, будут также демонтировать кривые слишком малого радиуса, как минимум пять поворотов придется сделать плавными, чтобы экспрессы не сбрасывали скорость.
Ясно, что при всех этих делах будут модернизированы и системы связи, диспетчеризации, электроснабжения. Уже подсчитано, что 40 % контактной сети придется сменить и т. д. Более того, ни о каком скоростном движении и речи быть не может, пока там, где ездят пассажирские поезда, массово проходят и «товарняки». Это совсем другие требования к содержанию пути, к организации движения, поэтому кроме скоростных участков железнодорожникам еще необходимо приготовить обходные пути для грузовых составов, причем сделать это так, чтобы не внести дискомфорт в данный вид перевозок.
Именно с такой целью, как отметил Михаил Костюк, будет модернизировано направление на Житомир, планируется электрификация линии от Фастова до этого областного центра, чтобы перенаправить туда грузовое движение. Но данная развязка касается только направления Киев-Львов. В целом по Украине железнодорожники уже четко определились, на каких участках будет максимально отдан приоритет пассажирским поездам, а на каких - товарным. И сделано все для того, чтобы их пути пересекались по минимуму. А это значит, что совсем новые принципы будут заложены при составлении графика и, вполне возможно, что и другие пассажирские поезда там, где это необходимо, вскоре станут гораздо быстрее развивать скорость.
Дороги развяжут
Вице-премьер-министр Украины-Министр инфраструктуры Борис Колесников поручил железнодорожникам, учитывая повышение скорости, максимально устранить риски, связанные с безопасностью движения. К примеру, предусмотреть установку на платформах вокзалов заградительных систем, которые будут имитировать прибывший поезд и не позволят пассажирам шагнуть с платформы в самый неподходящий момент. Также максимально должны быть ограждены линии, по которым будут проходить экспрессы, дабы в населенных пунктах обезопасить население, которое привыкло напрямую пересекать железную дорогу и выпасать домашних животных возле путей.
В свою очередь Михаил Костюк доложил вице-премьеру о том, что на выполнение его поручения железнодорожниками будут устраиваться развязки в разных уровнях в местах пересечения железной дороги с автомагистралями государственного значения. На остальных же будут устанавливаться современные запорно-барьерные установки, которые не позволят нерадивым автомобилистам «выскочить» под поезд. А если учесть, что только на участке Киев-Львов расположено 90 переездов, то работы предостаточно. А вот времени, увы, в обрез. Остался, по сути, всего год. При этом на модернизацию участка Киев-Львов необходимо порядка 2 млрд грн, примерно столько же понадобится, чтобы подготовить направление на Донецк. Но все участники совещания с оптимизмом смотрят на поставленные задачи.
Это все, что касается вопроса, по чем будем ехать. Но шел в ходе совещания разговор и о том, на чем ехать. Уже сообщалось, что подписан контракт с корейской компанией Хюндай-Ротем на поставку десяти межрегиональных двухсистемных электропоездов, которые должны будут доставлять украинских пассажиров и болельщиков из-за границы к местам проведения Евро-2012. Это современные экспрессы, которые уже закупались под проведение олимпиад в Афинах и Ванкувере.
Дневной — значит экономный
Как рассказал журналистам Михаил Костюк, это не только иная скорость, но и совсем новый уровень комфорта для пассажиров. Правда, некоторые мои коллеги-журналисты, которые ехали с вице-премьером и руководством железнодорожной отрасли в инспекционной мотрисе (замечу, на сегодня - одном из самых современных и быстрых передвижных средств на стальных магистралях страны), уже побывали с Борисом Колесниковым в командировке в Корее, прокатились на тех поездах и активно комментировали разницу в ощущениях от поездки. По их признаниям, в корейском поезде ехать было быстрее, тише, мягче и комфортнее.
Борис Колесников подтвердил это и сказал, что нужно учитывать не только состояние пути, но и то, что, как минимум, тот поезд будет на пневмоподвеске. Там жесткая сцепка, между вагонами можно свободно передвигаться, кресла имеют по несколько положений, даже вполоборота можно повернуться к соседу. Конечно же, там на высоком уровне шумоизоляция, а главное - кондиционирование и вентиляция. Кстати, Борис Викторович предложил подождать до мая 2012 г., тогда пассажиры смогут ощутить, насколько удобным может быть современный поезд.
В свою очередь, Генеральный директор Укрзализныци Михаил Костюк добавил, что такие дневные экспрессы помимо своей современности и комфортабельности еще выгодны и в экономическом плане. Ведь один такой поезд заменяет два с половиной обычных пассажирских состава, а экономия при их эксплуатации составит порядка 40 % по отношению к тем затратам, которые сегодня идутна классические пассажирские поезда. Именно это, по заверению Михаила Дмитриевича, позволит обеспечить доступность цены на билеты в новых экспрессах. А планируется, что поездки в них будут стоить на уровне сегодняшних плацкарта и купе.
Чертежи — еще не поезд
Ответил вице-премьер и на претензии, которые сегодня делаются в некоторых СМИ относительно того, почему закупается именно корейский подвижной состав. По его словам, в Украине, к сожалению, сейчас нет скоростных поездов. «Те, кто хочет построить сильную Украину и торгует при этом чертежами, в итоге построят «потемкинскую деревню», - отметил Борис Викторович. Я готов рассматривать украинские поезда, но уже те, которые будут в наличии. Надо быть патриотом, но ни в коем случае не ценой украинских пассажиров», - резюмировал он.
Конечно же, не стоит забывать и о том, что Корейский экспортно-импортный банк выделяет для покупки этих десяти поездов весьма выгодный кредит всего под 4,8 %. Хотя, по словам Бориса Колесникова, правительство вполне могло бы рассмотреть и вопрос компенсации разницы в процентах и для наших производителей, если бы они создали готовый экспериментальный поезд.
Отечественная перспектива
В то же время нельзя сказать, что отечественные производители подвижного состава остались в стороне. Руководитель Укрзализныци привел пример, что уже сейчас заказано два современных дизель-поезда на Луганском тепловозостроительном заводе. У Крюковского вагоностроительного завода также будут закуплены два классических пассажирских состава под Евро-2012. А там, глядишь, после того, как корейские поезда помчаться по нашим стальным магистралям, и отечественные производители подтянутся к высокому уровню производства. И им еще будет над чем работать, ведь всего, по словам Бориса Колесникова, таких дневных экспрессов необходимо 90 единиц. Так что поле для деятельности отечественных машиностроителей — весьма перспективное.
Борис Викторович уверен, что успех железнодорожной отрасли будет зависеть от того, смогут ли труженики стальных магистралей стать ближе к своим клиентам. Это касается и пассажиров, и грузоотправителей.
А «ближе» означает одно - все делать так, чтобы как пассажиры, так и заказчики перевозки грузов были довольны современными услугами отрасли.