Мы не будем судить Николая Петровича. Ведь кто мы такие? Тренер вкладывает душу в команду, переносит при этом колоссальные нервные нагрузки и потрясения и непосредственно отвечает за результат. В этом материале мы попытаемся разобраться в том, идет ли на пользу такое поведение главного тренера игрокам и как оно сказывается на игре, если сказывается вообще. Итак, начнем.
Для меня одним из наиболее успешных использований излишней тренерской эмоциональности стало поведение Леонида Ратнера во время матча между женскими гандбольными сборными Украины и Франции на Олимпиаде-2004. Матч этот был за третье место, и когда во втором тайме арбитры открыто стали симпатизировать француженкам, удаляя наших гандболисток, Ратнер демонстративно показывал свое несогласие с решениями судей, за что и был удален. Но суть не в этом. Удаление главного тренера помогло сборной выиграть, судьи стали судить более объективно. После матча Ратнер признался, что шел на конфликт с рефери специально, чтобы вызвать весь огонь арбитров на себя.
Но вернемся к Павлову. Впервые чрезмерное проявление эмоций Николаем Петровичем полтавский зритель мог наблюдать еще в 2003 году, когда тренировал мариупольский «Ильичевец». Тогда во втором тайме Павлов выбежал на поле, что-то доказывая арбитру. В том матче мариупольцы уступили со счетом 1:3. Прийдя в Полтаву Николай Петрович не изменил самому себе. Но, если наблюдать за радующимся и танцующим тренером ворсклян – одно удовольствие, то слышать такие слова, которые прозвучали сегодня в эфире с его уст на всю Украину, откровенно, было стыдно… А ведь футбол смотрят еще и дети…. Возможно, Павлова в некоторой степени "подставили" телевизионщики, установив микрофон возле тренерской скамейки полтавчан. Ведь тот же Кононов, наверняка, тоже что-то активно подсказывал своим подопечным, но этого никто не слышал. Но…
На многих пресс-конференциях Павлов заявлял, чтобы улучшить дисциплину в команде он прибег к финансовым санкциям для игроков, которые будут зарабатывать карточки не в игровых ситуациях. Возникает вопрос: а существуют ли какие-то санкции для самого Николая Петровича, который за время работы в Полтаве удалялся с поля уже пять раз? За комментарии действий арбитра предусмотрены. А за удаления?
Если обратить внимание на статистику, то тут где-то 50 на 50. Впервые Павлова удалили в прошлом году во время четвертьфинального матча Кубка Украины против донецкого «Металлурга». Ту игру ворскляне выиграли (1:0). Потом было удаление в матче чемпионата с «Арсеналом» в Полтаве (1:0), из-за которого Павлов пропустил ответный матч кубка против «Металлиста». Потом была игра в чемпионате с «Шахтером» (1:1), в «Симферополе с «Таврией» (проигрыш 0:1) и, наконец, Львов. Как видим, в последних матчах чрезмерная эмоциональность Павлова не помогала команде добиться необходимого результата.
В любом случае воспринимать Павлова стоит таким, каким он есть. Переделать человека невозможно. Но настораживают слова Николая Петровича о том, что в Полтаве он проходит все то, что и в Мариуполе, только намного быстрее. Сказано это было больше к игровому аспекту. Поэтому не хотелось бы, чтобы работа талантливого тренера, к которым безусловно относится Павлов, закончилась также, как и в Мариуполе. Тогда, напомним, Николай Петрович, по его словам, намеренно пошел на скандал, потому что у него накопилась моральная и физическая усталость за время тренерской работы в Мариуполе.