18 февраля этого года умер епископ Кременчугский и Лубненский Тихон. Четыре месяца, до середины июня, епархия существовала без своего владыки. 21 июня в Успенском кафедральном соборе прошло представление нового епископа Кременчугского и Лубенского Николая (Капустина). Он родился в 1977 году в Севастополе. Поэтому первое, что интересовало журналистов, это как и за какие заслуги в 33 года можно сделать такую стремительную карьеру - возглавить епархию.
- Как вы, достаточно молодой человек, смогли так стремительно вырасти карьерно?
- Понятия карьеры в церкви нет. У нас все по послушанию и по воле Божьей. Бог сам избирает кому и где служить. Единственное, на высшие церковные посты в церкви назначаются только монахи.
- Хотели ли вы быть епископом?
- Для меня это было неожиданностью. По решению Синода я узнал, что стал епископом.
- То есть до Синода вам никто не предлагал стать епископом и этот вопрос ни с кем не обсуждался?
- Нет... Должность я не покупал и квартиру никакую нигде не продавал, чтобы за что-то и кому-то платить.
- А как же вы так быстро успели купить новое облачение, крест, панагию и другие атрибуты епископа? Ведь от дня оглашения решения Синодом и до вступления в должность проходит всего несколько дней, и у вас, как минимум, все должно быть готово?! К тому же это стоит немалых денег - не один десяток тысяч гривен!
- Я не готовился. Мне все свое дал мой епископ Ефрем. Мне это все подарили!
- Как можно быть монахом, нести послушание в монастыре и заработать на такую дорогую иномарку, на которой вы ездите (LandRover - авт.)?
- Сестра подарила старшая. У нее муж предприниматель.
- У вас лежит журнал «Ювелир». Так сколько стоят одетые на вас кресты и панагии?
- Цены разные.
- Вы еще ничего себе не покупали? Не знаете цен?
- Не покупал. Это все подарки...
У епископа денег на ремонты нет, но это не проблема, считает он
Новый епископ Николай во время интервью с журналистами больше молчал, чем отвечал на вопросы, а порой даже удивлял ответами. Например, когда речь зашла о том, где брать деньги на ремонты и строительство храмов, он ответил, что Бог даст. А на вопрос, надо ли искать пути взаимопонимания с меценатами и руководителями города и предприятий, ответил: сами придут...
- Какие первые впечатления от Кременчуга?
- Мне пока все нравится.
- Вам досталось непростое хозяйство: полуразрушенный Успенский храм, который надо ремонтировать, перспектива строительства Кафедрального собора на берегу Днепра. Какие пути решения проблем вы видите и где будете брать средства?
- Бог даст!
- Тогда почему вы не продолжаете ремонт Успенского собора?
- Сейчас ничего не могу сказать... Знаю, что на ремонт нужно 800 тысяч гривен.
- Где будете брать?
...
- Сколько в вашей епархии церквей?
- 120. В Кременчуге — 20.
- А сколько строится?
- Не знаю.
- Известный меценат Владимир Матыцин и директора промышленных предприятий раньше всегда помогали УПЦ. Вы с ними встречались?
- Нет. Я такого мнения – если захотят, сами придут и помогут.
- Как это «сами придут»?
- Так...
- Какая главная проблема у вас сейчас, как у епископа, менеджера, управленца?
- Нет проблем!
- Денег нет даже на ремонты, не говоря уже о строительстве новых храмов, и вы говорите, нет проблем?
- Нет.
Начинания епископа Тихона будут продолжены, но как конкретно - еще не определились
- Чтобы вы хотели перенести в Кременчуг с Крыма и Кривого Рога - тех мест, где служили ранее?
- …Мир и заботу о людях. А так, что еще?...
- Ну вот владыка Тихон начал активную работу по просвещению, а вы с чем пришли?
- Думаю, приходы должны помогать больницам, тюрьмам. Но пока эти вопросы не стоят...
- Это общие слова, а конкретно?
- Тут все есть.
- У епископа Тихона была программа «Основы человекознания», рассчитанная на учеников старших классов. Эти уроки очень нравились и ученикам, и родителям! Планируете ли вы продолжать читать в школах этот курс и кто это будет делать?
- Священники.
- Какие?
- Найдем. Обяжем.
- Где возьмете программу для обучения, ведь отец Александр, который читал этот курс вместе с владыкой Тихоном, уехал из Кременчуга, вы не оставили его в епархии?
- Нам ее передадут.
- Епископ Тихон хотел открыть храм при третьей горбольнице. Поддерживаете ли вы эту инициативу?
- Хорошая идея. Будем смотреть.
Киевский патриархат — раскольники
- Как вы предполагаете, будет ли в Украине единая церковь?
- Если Киевский патриархат к нам придет - мы их примем. Пусть отходят к нам, в каноническую церковь. В государстве есть закон, например, Конституция, и их не две, а одна. Так и церковь одна – один Бог, одна вера, одна церковь. В евангелии написано, что будет много лжехристов и лжеучений. А Филарет (Патриарх УПЦ КП – ред.) - лжепатриарх и раскольник.
- В городе очень много сект. Ваше отношение к этому?
- Человек свободен и каждый знает, что делает и чего хочет.
- Кстати, а позволено в церкви изгонять бесов, как отец Григорий в Комсомольске?
- Позволено.
О книгах, политике и Интернете
- Пару вопросов о вас. Какой вам нравиться кинофильм?
- … Не знаю, я их сейчас не смотрю.
- Любимая марка авто?
- …
- Ну может та, на которой вы ездите?
-... Джип.
- Марка вашего телефона?
- Самсунг.
- Последняя книга, которую вы прочитали?
- ... На это не хватает времени.
- Ваше отношение к политике?
- Я вне политики.
- Симпатии в политике?
...
- За кого голосовали на выборах?
- Не голосовал.
- Вы пользуетесь Твиттером, Фэйсбуком или другими соцсетями в Интернете?
- Нет, но я этого не осуждаю. Сам заводить страницы там не хочу.
- А что читаете в Интернете?
- Новости церкви, а вообще, там все найдешь, даже как гайку прикрутить.
- Вы знаете украинский язык?
- Нет. Я же из Крыма. Там этому не учили. Но песни петь на украинском люблю.
Р.S. Разговор с новым епископом вызвал у «Телеграфа» недоумение. Обтекаемые и неоднозначные ответы на вопросы о планах и перспективах еще можно объяснить тем, что новый владыка не успел вникнуть в суть дел епархии. Но из характера ответов видно, что владыка просто не настроен на диалог. Почему - непонятно. Неужели человеку, назначенному на такую высокую должность, нужно объяснять, что журналист задает вопросы не из праздного любопытства. И что эти вопросы, прежде всего, интересуют горожан, многие из которых являются прихожанами церкви.