Важные налоговые новации, вступившие в силу с 1 июля 2014 года.
Юрист налоговой практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Евгений Васьковский проанализировал, какие налоговые новации вступили в силу с 1 июля 2014 года.
1) Налогообложение пассивных доходов
С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения ст.167 НКУ «Ставки налога». Изменения вводят прогрессивную систему налогообложения доходов в виде процентов, роялти и инвестиционной прибыли. Будут применяться следующие ставки:
- если база налогообложения отчётного налогового года не превышает 204 прожиточных минимумов (248 472 грн.) – 15%;
- если база налогообложения отчётного налогового года превышает 204 прожиточных минимумов (248 472 грн.), но не превышает 396 прожиточных минимумов (482 328 грн.), к суме такого превышения – 20%;
- если база налогообложения отчётного налогового года превышает 396 прожиточных минимумов(482 328 грн.), к суме такого превышения – 25%.
При этом согласно изменениям, внесённым в п.п.164.2.8 п.164.2 ст.164 НКУ «База налогообложения», проценты в сумме, не превышающей в год 17 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц установленных законом на 1 января отчётного налогового года (20 706 грн. в 2014 году), не подлежат налогообложению.
Аналогично будут облагаться и проценты на «зарплатные счета».
Согласно изменениям, внесённым в п.п.165.1.41 п.165.1 ст.165 НКУ, с 1 июля 2014 года доходы в виде процентов на текущие банковские счета, по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты заработной платы, исключаются из перечня доходов, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.
При этом важно отметить, что банковское учреждение не осуществляет удержание и перечисление налога с суммы дохода в форме процентов, а налог уплачивается физическим лицом самостоятельно по результатам представления годовой налоговой декларации.
А вот о банковской тайне как таковой уже можно забыть. Из п.п.170.4.2. п.170.4 ст.170 НКУудалена норма, устанавливающая, что информация относительно отдельного банковского вкладного (депозитного) или текущего счета физического лица, суммы начисленных на него процентов, а также сведений о таком физическом лице - вкладчике не предоставляются.
В части налогообложения дивидендов, данные изменения вступают в силу только с 1 января 2015 года. К тому времени дивиденды окончательно облагаются налогом при их выплате по ставке 5%, и не подлежат перерасчёту по итогам 2014 года.
2) Налогообложение VIP- пенсий
С 1 июля 2014 года вступает в силу п.п.164.2.19 п.164.2 ст.164 НКУ, согласно которому подлежат налогообложению пенсии и ежемесячные пожизненные денежные содержания, получаемые налогоплательщиками из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, если их размер превышает десять тысяч гривен в месяц, - в части такого превышения.
Для этих целей органы Пенсионного фонда Украины будут выступать налоговым агентом, проводящим расчет налоговых обязательств из налогооблагаемого дохода плательщика налога, начисленного у источника его выплаты. Соответствующие изменения внесены в п.168.3 ст.168 НКУ.
Также подлежат налогообложению пенсии из иностранных источников, если в соответствии с международными договорами согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, такие пенсии подлежат налогообложению и не облагаются налогом в стране их выплаты.
3) Повышение акцизов на табачные изделия
С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения п.п.215.3.2 п.215.3 ст.215 НКУ относительно повышения ставок акцизного налога на сигареты без фильтра, папиросы и сигареты с фильтром. Ставки акцизного налога на указанный товар увеличатся на 25 % в сравнении с действующими до этого момента.
Кроме этого, стоит отметить, что во второй половине 2014 года ожидается принятие Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса». Данный законопроект уже был одобрен Верховной Радой Украины в первом чтении.
Законопроект предусматривает освобождение налогоплательщиков от финансовой, административной и криминальной ответственности за нарушения, допущенные до 1 января 2014 года. Сумму заниженных налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС предлагается компенсировать только на 15%, оставшиеся 85% будут считаться погашенными. Такая «акция» будет действовать 60 дней со дня вступления в силу данного закона.
«Налогоплательщики, которые пользовались так называемыми «налоговыми ямами», получат легальную возможность заявить о занижении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за периоды до 1 января 2014 года, оплатить только 15% от заявленных налоговых обязательств и при этом освобождаются от любой ответственности за деяния, которые они уточнили. Уточнённые периоды, которые будут проверены органами Миндоходов, не подлежат последующим проверкам. То есть это возможность легализировать не совсем законные деяния, совершённые в прошлом и при этом не понести больших финансовых потерь, не говоря уже об освобождении, в определённых случаях, от уголовного преследования»,- рассказалюрист налоговой практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Евгений Васьковский.
Есть и негативные моменты. «В законопроекте указано, что уточнение плательщиком налоговых обязательств путем предоставления уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов. Но не является секретом, что налоговыми органами, в случае неподачи контрагентами уточняющего расчёта своих налоговых обязательств, будут проведены проверки на соблюдение ими налогового законодательства и приняты соответствующие уведомления-решения. То есть данный законопроект запускает эффект домино при котором, подача уточняющего расчёта одним субъектом хозяйственной деятельности вынуждает подавать уточняющие расчёты его контрагентами по всей цепочке совершения операции. А в случае неподачи их ожидают налоговые проверки и соответствующие налоговые уведомления-решения.
В данном случае в зоне риска находятся добросовестные налогоплательщики, которые могут и не подозревать о существовании «проблемного» звена в цепочке совершения хозяйственной операции при их участии», - объясняет Евгений Васьковский.