Впервые церковные витражи стали использоваться в католических соборах и костелах, в эпоху расцвета готики. Тем не менее, когда в начале двадцатого века, появились знаменитые витражи Тиффани – завоевавшие сердца любителей прекрасного, сначала в Европе, а потом и во всем мире изображения святых и сцен из их жизни, собранные руками мастеров из мельчайших кусочков стекла начали появляться и в молельных домах иных религиозных конфессий. В наше время к ним относятся как православные храмы, так и мечети, и синагоги. К сожалению, множество религиозных святынь на территории бывшего советского союза были безжалостно разрушены, несмотря даже на свою историческую и культурную ценность, но их восстановление одна из приоритетных задач украинского правительства. За время независимости в Киеве и Харькове, а также многих других городах были возрождены и построены новые храмы, в окнах которых можно увидеть витражи и не случайно. Как оказалось, еще до расцвета модерна, во времена Древней Руси, технологии обработки стекла, и сборки из него картин уже существовали и использовались в первую очередь для украшения святилищ.
Православные церковные витражи – история и особенности
До 18 века, любое изображение святых считалось иконой, а значит, далеко не каждый мастер, имел право заниматься созданием витражей в данной тематике. Свидетельства о существовании таких храмовых украшений, тем не менее, сохранились также, как и несколько примеров, но их число несравнимо с тем, что появилось с приходом в восточную Европу эклектики. Историзм – излюбленный стиль архитекторов девятнадцатого века, которые создавали свои творения на основе зарубежных аналогов, перенимая особенности:
- Барокко;
- Ренессанса;
- Готики.
Выбирали стиль в зависимости от того к какому религиозному течению должно было относится здание. При этом витражи в храм одобрял практически каждый из них и разрисованные или собранные из кусочков стекла стали неотъемлемым атрибутом православных церквей того времени, и до сих пор. Это связано с тем, что не только европейский романтизм, но и восточный, византийский стиль подразумевал использование подобного оформления. Благодаря витражам в храмах создается особая атмосфера, ведь свет, падающий сквозь них не только мягкий, но и уже преисполнен благодатью. Кроме того, умелые мастера используют преломление солнечных лучей для визуального расширения пространства и правильной расстановки акцентов, что может быть не заметно на первый взгляд, но только преумножает те специфические и удивительные ощущения, которые можно получить только в храме, приблизившись к Богу.