Неутомимые энтузиасты во главе с исследователем истории авиации Анатолием Бышенко раскопали под Кременчугом фрагменты двухместного бомбардировщика и останки его летчиков. По частям самолета и вещам пилота идентифицировать ничего и никого пока невозможно.
Поисковики говорят, что продолжат свою работу и просят помощи у власти и меценатов, иначе Кременчуг может потерять часть своего прошлого. Основатель городского музея истории авиации и космонавтики все тот же Анатолий Бышенко добавляет, если не сможет до 14 октября 2012 года открыть музей, все его экспонаты будут либо уничтожены, либо переданы в музей авиации и космонавтики в Полтаву.
Еще в сентябре кременчужанин, член общественной организации «Музей истории авиации и космонавтики» Вячеслав Ивушкин недалеко от границы Кременчугского района и Кировоградской области, обследуя места предположительной гибели 100 народных ополченцев, расстрелянных немцами 9 августа 1941 года, наткнулся на фрагменты алюминия, похожие на обломки самолета. Чуть позже ему стали попадаться и небольшие фрагменты самолетной конструкции и оборудования.
Осмотр территории Ивушкин продолжил по выходным вместе со своим сыном Олегом. Тогда же они обратили внимание на заросшую кустарником неглубокую и овальную по форме воронку. Обследовав ее с помощью миноискателя, выяснили, что она заполнена металлом. В этот же день нашли фрагменты двигателя и стало ясно, что это место - точка удара самолета о землю.
Проанализировав все находки и тщательно осмотрев местность, пришли к следующим предварительным выводам: обнаружено место падения советского самолета; тип самолета – скорее всего, одномоторный бомбардировщик (нашли фрагмент радиостанции РСБ, которая устанавливалась на бомбардировщики и иногда - на разведчики); год падения - вероятно, 1941 (все обнаруженные гильзы с фрагментами пулеметной ленты датированы 1938-1940 гг, и имеют номер Луганского патронного завода); в самолете должны были находиться 2, а то и 3, члена экипажа.
После осмотра прилегающей местности, рельефа и расположения самой воронки, стало очевидно - летчик подбитого самолета пытался перелететь через большой и глубокий овраг (сейчас там лес) и посадить самолет на свободную от деревьев поляну. Для этого ему не хватило буквально нескольких метров. Самолет ударился о землю и взорвался на собственном боезапасе, разброс фрагментов самолета - до 250 м.
Раскопки и находки
Подготовка к раскопкам заняла неделю. В решении многих вопросов помог заместитель мэра города Валерий Медведовский. Безо всяких бюрократических проволочек получили письменное разрешение на проведение работ от райгосадминистрации Кременчугского района.
16 ноября начали земляные работы вокруг воронки. Каждый ковш земли, которую доставал экскаватор, тщательно проверяли и исследовали, но, к удивлению и огорчению, каких-либо значительных и больших деталей не нашли. Подняли разложившиеся до состояния порошка куски магниевого сплава от корпуса двигателя, два поврежденных воздушных баллона, клапаны из головок цилиндров, пружины от них, толкатели клапанов и пр. По неопределенным пока деталям стало ясно, двигатель, как и сам самолет, был полностью разрушен, вероятно, взрывом бомбового боезапаса. В пользу таких предположений говорили и массивные осколки бомб, извлекаемые из глубины 2 м.
Нашли несколько слесарных инструментов (2 зубила и предмет, похожий на лезвие топора, с расклепанной ударами верхней частью, а ранее, на расстоянии 150-200 метров от воронки, обнаружили кувалду с металлической ручкой). Поначалу присутствие этих предметов среди обломков самолета не вызывало особого удивления, но позже, проанализировав все находки, их количество, характер и возможное назначение, пришли к совершенно другому выводу. Эти инструменты использовали при разделке обломков взорвавшегося самолета. Скорее всего, место падения было разграблено, крупные фрагменты конструкции, вероятно, вывезли немцы (в Вермахте существовали специальные подразделения по сбору металлолома), а что оставили немцы - досталось местному населению по принципу: «в хозяйстве все пригодится».
Летчик не покинул самолет
Во время раскопок в левой стороне воронки стали попадаться маленькие косточки, а потом стали видны и более крупные кости человеческого скелета, из которых торчала подошва от обуви. Осторожно разбирая руками останки пилота, убедились - его тело было сильно повреждено при взрыве самолета, полностью разрушен череп, сломаны многие кости, в том числе ноги и т.д. Среди останков увидели кольцо от парашюта (свидетельство того, что летчик во время удара находился в кабине), застежка от ремня брюк, бегунок от «молнии», небольшой фрагмент скомканной или сложенной парашютной шелковой ткани, частички кожи (вероятно, от куртки или шлема).
Не менее интересная находка - фрагмент кошелька или портмане размером со спичечный коробок. В нем было 4 монеты (2 по 20 коп и 2 по 2 коп), перо к авторучке со штамповкой «Харьков» и истлевшие фрагменты талонов на завтрак (такие выдавали летно-подъемному составу).
Что дальше?
А дальше, поясняет Анатолий Бышенко, надо проводить в Полтаве антропологическую экспертизу останков - это даст возможность определить половозрастные характеристики погибшего, а заодно понять, скольким людям они принадлежат. Отдельный вопрос - перезахоронение с подобающими почестями. Все это зависит от властей.
Искателям же предстоит кропотливая работа по идентификации найденных обломков самолета, чтобы определить тип и марку. Продолжат исследовать документы на предмет установления принадлежности самолета конкретному полку и фамилии членов экипажа - на это могут уйти годы.
Стоит вопрос о проведении рекультивации (приведения в соответствующий порядок территории, на которой проводили раскопки), а это опять средства, которых нет.
Хочется отметить, что такая огромная поисковая работа нужна даже не столько пропавшим без вести советским воинам, а нам - нынешнему и будущему поколениям. Сегодня можно сколько угодно придумывать в школах и институтах программы патриотического воспитания молодежи и отчитываться к «красным датам» о проведенных мероприятиях, но пока власти не обратят внимание на таких энтузиастов как Анатолий Бышенко и его команда, факты истории войны не будет известны. А как мы знаем - война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат.
Кременчуг может потерять часть своей истории
27 ноября исполняется три года с момента создания кременчугского музея истории авиации и космонавтики. На сегодня в подвале дома на улице Первомайской, где строят музей, по словам его руководителя Анатолия Бышенко, провели лишь половину необходимых работ.
— Вся смета на строительство музея - 250 тыс гривен. Уже вложено 150-170 тыс гривен. Деньгами я получил 10 тыс от городской власти и 20 тыс от вагонного завода, остальное - помощь материалами и работами. Последние полтора года не помогает никто. В мае был мэр Олег Бабаев. Он считает, что музею в подвале не место. Я тоже так думаю, но бросить мы это дело не можем. Вложены средства, энергия, душа. За счет чего и как строить музей дальше, я не знаю.
Для себя принял решение - если я к своим 60 годам (14 октября 2012) музей не открою, все, что собрано, будет либо уничтожено, так как не вижу, кому в городе можно передать, либо передано в музей авиации и космонавтики в Полтаву. Так горько на душе, если город лишиться того, что мы собрали, что открывает историю города, что проливает свет на многие неизвестные события, - печально говорит Анатолий Бышенко.
Анатолий Бышенко просит отозваться всех, кто знает или слышал что-нибудь о судьбе найденного самолета и членов его экипажа.
Контактный телефон: 050-757-90-93