Как известно, основными потребителями косметической продукции традиционно являются женщины. Именно представительницы прекрасной половины человечества, движимые страстны желанием стать еще более красивыми и привлекательными, потребляют неимоверное количество духов, кремов, мазей, помад, тушей и прочей косметики. При этом большинство женщин утверждают, что сейчас ухаживать за собой стало проще. Хотя и дороже. Рассказывает Ирина Сиренко из Полтавы: «В девяностые годы мы с подружками покупали косметику у цыган возле полтавского ЦУМа. «Девочки, помада, тени!», - этот клич у меня в памяти, наверное, на всю жизнь остался». Да, некоторые могли позволить себе более дорогую парфюмерию. Но таких женщин было очень немного. Их условно можно было разделить на две категории. Первая – жены чиновников, которые имели доступ к советским базам и складам, вторая – спутницы бизнесменов, которые могли позволить себе купить дефицит у спекулянтов по баснословным ценам. Все остальные шли к ЦУМу.
Похожая ситуация была и в райцентрах Полтавской области. Там тоже долгое время в косметическом бизнесе преуспевали исключительно цыгане, первыми освоившие приемы сетевого маркетинга. Товар они продавали, прямо скажем, никудышний. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.
Зато сейчас – красота в прямом и переносном смысле. Жидкая помада, мази и кремы из Израиля, духи и одеколоны из Парижа – покупай, на сколько денег хватит. Ну, а цыгане плавно диверсифицировали свой бизнес, перейдя в торговлю наркотиками. А им на смену пришли представители «Орифлейм» «Ейвон» и других монстров сетевого маркетинга. Для тех, кто побогаче, открылись дорогущие фирменные магазины или их Интернет-собратья. Для рабочих и крестьян по-прежнему существую рынки и мелкие парфюмерные лавки.