Депутаты опять сконцентрировались на ответственности за сепаратизм, на данный момент в фокусе законопроект о десепаратизации, который в будущем может повлечь политические преследования. Юристы ЮК Prove Group проанализировали вопросы, которые возникают в связи с возможной реализацией такого проекта и чем он грозит чиновникам, которых заподозрят в сепаратизме.
Законопроект «О противодействии и предупреждении сепаратизма и преодолении сепаратистской деятельности на территории Украины (десепаратизацию)» имеет три основных задачи:
- увольнение государственных служащих и запрет занимать государственные должности (в том числе право избираться народным депутатом) для лиц, которые подозреваются в деятельности связанной с сепаратизмом;
- ликвидацию политических партий, общественных организаций и других юридических лиц, в том числе банков, которые причастны к сепаратизму;
- конфискацию имущества лиц, которые причастны к сепаратистской деятельности.
«Исходя из текста документа, увольнять будут всех чиновников, в отношении которых есть хотя бы подозрения о ведении сепаратистской деятельности. При этом, не требуется решение суда, достаточно завести уголовное дело, - комментирует Владислав Кочкаров управляющий партнер ЮК Prove Group и продолжает, - даже если в последующем вина лица не будет доказана, а суд оправдает такого человека – механизм восстановления на работу – не предусмотрен. Это не просто нарушение конституционного принципа о презумпции невиновности, но и неограниченный механизм для борьбы с политическими оппонентами».
Также упомянутые положения нарушают Конституцию Украины и в части запрета избираться в качестве народного депутата. В Основном Законе указано, что избираться не может лицо имеющее судимость, но никак не то, которое «подозревалось».
«Не будем забывать, что в Украине уже действует закон «Об очищении власти», который также предусматривает люстрацию. И несмотря на то, что этот закон в разы четче выписан чем предлагаемый проект, все равно, к нему возникает множество замечаний, в том числе и у таких европейских институций, как Венецианская комиссия, а половина «люстрационных» дел обжалуется в суде», - добавил юрист.
Отметим, что, по сути, законопроект не предусматривает возможности действенно бороться с сепаратизмом на территории, не подконтрольной украинским властям, в первую очередь, в зоне проведения АТО.
Также юристы не нашли в документе четкого определения понятия «сепаратизм». Исходя из текста под это понятие можно подвести даже высказывание с предложением о проведении законного референдума и внесении изменений в Конституцию Украины по вопросу федерализации. Отсутствуют четкие механизмы проведения ликвидации юридических лиц и конфискации имущества лиц, подозреваемых в сепаратизме. Даже нет предложений внести изменения в соответствующие процессуальные кодексы.
«Конечно, популистские законопроекты для нас не в новинку, мы привыкли, что политики порой вносят подобного рода документы для пиара и шансы для их принятия минимальны. Однако, настораживает тот факт, что упомянутый законопроект «перекочевал» из прошлого созыва, в котором даже был принят в первом чтении. А это существенно увеличивает шансы принятия его в будущем, как закона», - резюмировал В. Кочкаров.