Отец мечтал о сыне-раввине, а сын стал художником
Родился Мане Кац 5 июня 1894 г. в Кременчуге в семье рабби Каца. Лазарь Кац – отец Мане, занимал скромную должность шамеса в синагоге. Едва мальчику исполнилось 4 года, его отдали учиться в хедер (еврейская начальная религиозная школа). У ребенка обнаружились недюжинные способности к рисованию. Он много времени проводил за холстом, рисуя окружающую его природу: берег Днепра, аллеи городского парка, дома и улицы города. Отец мечтал видеть сына раввином, а тот хотел стать художником. В 16 лет Мане оставил ешиву и без денег покинул родной город.
Период становления живописца
С 1911 по 1913 гг. Мане Кац учится в Киевской школе изящных искусств. Его незаурядные способности были замечены одним из покровителей и меценатов – господином Гуревичем, который посоветовал и помог молодому художнику переехать в Париж. Так, в 1913 г. 19-летний юноша из Кременчуга поступил в Национальную школу изящных искусств во Франции.
Начавшаяся в июне 1914 г. Первая мировая война положила конец мирной жизни. Мане Кац хотел вступить в Иностранный легион, формировавшийся во Франции, но его не приняли туда из-за низкого роста. С невероятными трудностями Мане добрался до России. Годы войны Кац провел в Петрограде, где принимал активное участие в работе образовавшегося еврейского Общества поощрения художников. Наиболее значительным мероприятием Общества стала выставка работ его членов в апреле-мае 1916 г., проходившая в Петрограде. На ней было представлено более 150 произведений живописи, графики и скульптуры. Среди участников – Марк Шагал, Натан Альтман, Мане Кац и другие. Работы Мане Каца «Автопортрет» и «Портрет скульптора», представленные на выставке, были оценены как произведения уже сложившегося художника, знакомого с достижениями современной живописи.
Время погромов
Революционные события 1917 г. вернули Мане в Украину, в родной Кременчуг, где он начал преподавать рисование в художественной студии. В тревожное время гражданской войны, с 1918 по 1920 гг., власть в Кременчуге переходила из рук в руки 8 раз. Неспокойное время сопровождалось еврейскими погромами. Окончание гражданской войны не улучшило положения. Мане понимает, что здесь он никогда не сможет осуществить свои художественные замыслы, и в 1921 г. навсегда покидает страну.
Снова в Париже
Второй парижский период жизни Каца длится более 30-ти лет. Вместе с молодыми художниками из стран Восточной Европы он жил в бедных районах на левом берегу Сены. Работы Мане Каца этого периода полны жизненного оптимизма и юмора. В 1923 г. в галерее Персье была устроена первая выставка молодого художника. Мероприятие посетил Пабло Пикассо и внимательно рассматривал каждую картину. Через 2 года в той же галерее состоялась вторая выставка работ Мане Каца.
В Париже он знакомится со своими сверстниками – художниками, писателями. Ближе всего по духу для него были Пикассо и Шагал. Широко известен портрет Мане Каца работы Пабло Пикассо. Этот портрет с надписью: «Мане Кацу от Пикассо» (1932 г.), находится теперь в музее современного искусства Хайфы.
Когда началась Вторая мировая война и Мане Кац как гражданин Франции был мобилизован рядовым и отправлен в военную школу, художник храбро сражался и был награжден орденом Почетного Легиона. Попал в плен к немцам, но сумел бежать. Ценой неимоверных усилий добрался до Америки.
Все работы завещал Хайфе
Каждый год Мане приезжал в Израиль. Писал пейзажи, в которых, используя простейшие приемы, ему удавалось передать необъятное пространство поистине космических масштабов. Последние годы своей жизни Мане Кац провел в Хайфе. По решению муниципалитета для него были построены дом и мастерская.
Мане Кац умер 9 сентября 1962 г. Свои произведения и собранную коллекцию по иудаике он завещал Хайфе, а 18 млн долларов – Израилю. В 1977 г. состоялось открытие Мемориального музея, ставшего памятником художнику. Дом-музей им. Мане Каца с чугунной решеткой ворот, выполненной по его рисунку, расположен в живописном месте над морем, на вершине Кармел, и является драгоценным камнем, вправленным в корону города.
В годы войны Мане занимает тема Холокоста. Он создает произведение «Беженцы» (1941 г.) и работает над полотном «Катастрофа». На стене молитвенного дома в Нанси он создает этическое творение «Сопротивление. Восстание в Варшавском гетто» (1946 г.).
Дізнавайтеся першими найважливіші і найцікавіші новини України та Полтавщини – підписуйтеся на наш Telegram-канал та на сторінку у Facebook
Додати коментар
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
Вам необхідно зареєструватися, або увійти під своїм логіном