С появлением вируса Covid-19 изменилась вся наша жизнь, в том числе существенные коррективы и изменения коснулись международной морской торговли. Возникшие сложности объясняются различной эпидемиологической ситуацией в отдельных странах мира и принятыми с связи с этими ими ограничительными мерами.
Последствия эпидемии для международной торговли
Все контейнерные поставки и контракты, которые так или иначе связаны с Китаем, пострадали от пандемии больше всего. В основном возникшие негативные последствия обусловлены простоем контейнеров в карантинах и отменой судозаходов в Китай. Из-за этого многие контейнерные линии заявили о том, что боятся заражения членов экипажа и распространения вируса, поэтому всячески избегают взаимодействия с Поднебесной.
В результате сложившейся в Китае ситуации те контейнеры, которые идут из Китая или отправляются на доставку в эту страну, разгружаются на альтернативных площадках или хранятся в специальных терминалах. Очевидно, что подобные манипуляции с грузами приводят к увеличению стоимости транспортировки контейнерного груза.
Чтобы избавить себя от рисков финансовой ответственности за простои из-за карантина, стороны международных контрактов стараются всячески сослаться на форс-мажорные обстоятельства по договору. Практически сделать это не просто, поскольку для этого требуется не только указание данной оговорки в тексте самого контракта, но и признание форс-мажора на законодательном уровне той страны, где предполагается решение правовой ситуации. При этом наличие таких непредвиденных обстоятельств должно быть доказуемо - форс-мажор должен иметь причинно-следственную связь с невозможностью исполнения международного контракта.
Авторитетные международные организации сегодня достаточно оперативно информируют перевозчиков об ограничениях, введенных странами в связи с вирусом, что даёт им возможность для манёвра. Перевозчики находят другие регионы для работы или вовсе уходят в вынужденный простой с меньшими финансовыми потерями, чем при нарушении условий поставки по международным контрактам.
Экспортерам в ближайшей перспективе грозят серьезные риски, связанные с карантинными мерами внутри отдельных стран и ограничениями на движение судоходных грузов. Но эксперты заверяют всех интересующихся в том, что данные трудности и неудобства носят исключительно временный характер, и в большинстве своём приведут к некоторым переориентировкам внутри международного бизнеса, открытию новых логистических цепочек и путей поставки контейнерных грузов. Главное при этом грамотно оценивать риски и внимательно анализировать возможность исполнения каждой международной поставки.
По материалам: interlegal.com.ua