— Пенсии мизерные. Приходится экономить каждую копейку, — говорит полтавчанка 63-летняя Раиса Собянина. — Уставшая возвращалась с дачи, решила дождаться льготный автобус, который каждые полчаса курсирует от остановки около областного центра эстетического воспитания учащейся молодежи. Стали еще с одной женщиной 74-летней Любовью Лещенко в очередь. Когда подъехал автобус, толпа бросилась к дверям. Нас оттолкнули, хотя мы стояли первые. Когда зашли в салон, молодежь поспешила занять свободные места.
Женщина подошла к пустому сиденью.
— «Это я для своей девушки занял», — сказал мне молодой парнишка, когда попросилась присесть. Я не знала, что и ответить. Но здесь женщина, сидевшая напротив, начала на меня кричать. Сказала, что пенсионеры совсем обнаглели. Не платят, да еще и сидеть хотят. Молодежь в автобусе начала смеяться. Кондуктор тоже их поддержала. Я была шокирована таким отношением. Решила вообще не садиться. Та женщина не могла угомониться. Обижала меня, обзывала нецензурными словами, но никто ей замечания не сделал.
Раиса Федоровна рассказывает, как однажды услышала разговор между кондукторами троллейбуса. Те обсуждали дневную выручку.
— «Да у меня сегодня выторг никакой. Целый день мусор вожу», —сказала одна о пенсионерах. Пусть бы уже нам на руки дали деньги, чтобы сами платили, но не унижали так.
В транспортном отделе городского совета не отрицают большое количество обращений от пенсионеров, детей войны.
— Пожилые люди должны не позволять такого отношения, — комментирует начальник транспортного отдела Полтавского городского совета Игорь Верига. — Пусть жалуются нам, в центральное диспетчерское управление, защиту прав потребителей и даже в суд. Будет отвечать за грубое обращение с пассажирами руководитель предприятия.
Чиновник говорит, за этот и прошлый год государство не вернуло дотации предприятиям, которые перевозят в городе пенсионеров-льготников.
— Получается, перевозчики за собственные деньги дотируют государственные программы, — замечает Игорь Орестович. — Пенсионеры правильно требуют свои льготы, но они не учитывают, что государство деньги за них не возвращает.
В Полтаве действует городская программа «Турбота». По ней депутаты определили восемь категорий граждан, которые в городском транспорте ездят бесплатно. Это — социальные работники, медики, ученики полтавских школ-интернатов, сестры Красного креста, дети и родители многодетных семей, малообеспеченные одинокие матери, родители, дошкольники одиноких матерей, школьники, пострадавшие в результате аварии в Чернобыле. Пенсионеры под эту программу не подпадают. В частном городском транспорте они должны платить за проезд.
— Рекомендуем перевозчикам выделить несколько мест для перевозки пенсионеров, но это лишь рекомендация, — говорит Игорь Верига. — Часто ею пренебрегают, говорят, что в салоне уже есть льготники. Заставить их перевозить пенсионеров городская власть не может.
Руководитель транспортного отдела надеется, ситуацию с льготными перевозками пенсионеров разрешат в октябре этого года.
— До 1 октября планируют рассмотреть вопрос целевой дотации каждому пенсионеру, — добавляет Игорь Орестович. — Состоится монетизация этой льготы. Так в настоящий момент происходит в России. Пенсионеру выдадут деньги, и он сам будет решать, сколько ездить. Это снимет напряжение.