Организация жизнедеятельности малышей в детском саду
В процессе подбора упражнений следует руководствоваться правилом: не влиять на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает усталость, а распределить нагрузку и вправлять все мышцы.
Малышам лучше предлагать к выполнению общестроительных развивающих упражнений с длинной палкой (1,5-2 м) и большим обручем (диаметр - 120-160 см). Это позволяет выполнять упражнения всей подгруппой вместе с воспитателем школы для малышей.
Подвижные игры и игровые упражнения проводятся на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. С их помощью педагог создает условия для выполнения основных движений, стимулирует двигательную активность, формирует навыки совершать действия по сигналу, элементы коллективности.
У ребенка маленького возраста вероятна быстрая утомляемость, поэтому игры должны предусматривать изменение движений, обеспечивать чередование движений с кратким отдыхом.
Характерной особенностью подвижных игр для малышей раннего возраста является то, что все находятся в одинаковых в условиях («Бегите ко мне», «Доползи до куклы», «Пройдите по мостику»). А если игра предусматривает дополнительную роль («Воробьи и автомобиль»), то ее выполняет воспитатель («Автомобиль»).
Для ребенка трех лет игры рекомендуют программы, составленные методистами центра раннего развития. В их содержании указано, что педагог создает условия дня безопасной жизнедеятельности ребенка: групповая комната для развивающих занятий должна быть должным образом оборудована, а не загромождена лишними и опасными для жизни предметами. Каждый малыш должен находиться в поле зрения взрослого.
Даже если ребенок посещает группу неполного дня в детском саду, всё равно очень важно, чтобы микроклимат в помещении был благоприятен для проведения занятий.
Главное в организации жизнедеятельности — охрана жизни и укрепление здоровья ребенка. Она обеспечивается температурным режимом +21 ... + 22 С - групповая комната, +16 ... + 18 С - спальная комната, чистотой воздуха, правильно подобранным одеждой из натуральной ткани, облегченным, двухслойным.
Летом вся жизнедеятельность организуется на свежем воздухе, зимой дети находятся на свежем воздухе до четырех часов при температуре не ниже - 12 ...- 10 С.
Закаляющие мероприятия проводятся с использованием воздуха, солнца и воды.
Закалки воздухом включает температурный режим, воздушные ванны во время одевания после дневного сна, ежедневное пребывание детей на воздухе.
Закалка солнцем осуществляется во время утренней прогулки, в процессе разнообразной деятельности детей. Пребывание на солнце продолжается от 4-5 мин. до 20 мин. в течение дня.
С целью закалки, ребенка можно купать в бассейне в безветренную погоду при температуре воздуха 25 С и воды не ниже + 23 С. Продолжительность купания составляет от 3 до 6-8 мин.
Во время закалки осуществляется дифференцированный подход к детям, учитывается состояние здоровья и характер привыкания к воздействию воды.