Вхід | Реєстрація

ФОТО - Дайвинг: это похоже на космос

ФОТО - Дайвинг: это похоже на космос
7 ноября 2009 года в 12.00 наш Боинг-737, рейс Днепропетровск-Хургада, совершил посадку. Мы вышли из самолета и сразу почувствовали разницу. Дома, в Украине, сыро, +6 и эпидемия гриппа, а в Египте +30 и никто не ходит в повязках.
Нас встретил гид от турфирмы с табличкой «HAYATT — ARSENIY GROUP». «Хайят» — это наш дайв-бот (или морская яхта класса люкс с тремя палубами). А группа Арсения — это мы, 20 человек дайверов разной степени подготовки из Днепропетровска, Полтавы, да еще по паре человек из Кременчуга, Харькова, Бердянска.
Арсений — руководитель дайв-клуба из Днепра, который, собственно и есть организатором дайв-тура. Мы грузимся в автобус и едем в порт. Пока наш «Хайят» готовится (заправляется топливом, грузит провиант, убирается после предыдущей группы), мы сидим в порту Хургады в какой-то кафешке на берегу. Кто пьет чай, кто — вино или виски, купленные в Дюти Фри, кто дремлет. Все-таки из Полтавы лично я еще с двумя полтавчанами выехали в 4 утра. Наконец, где-то в 18.00 часов, пришел наш дайв-гид Аладдин и сказал, что можно грузиться и поселяться.
Вечер уходит на расселение, общение с хозяином яхты Ясиром и ужин. Все... Пора спать... Все устали. Завтра воскресенье, 8 ноября, и недолгий переход к месту первого дайва.
Итак, наступило 8 ноября. Жизнь на дайв-боте построена таким образом, что гости думают только о погружениях. Всю «снарягу» мы еще вечером собрали на дайв-реке: костюмы на плечиках, ласты, маски, перчатки, ботинки, грузовые пояса в ящиках, компенсаторы и регуляторы собрали вместе с баллонами. Всё! Теперь о наличии воздуха в баллонах думает «Мистер Компрессор» — араб-компрессорщик, два его помощника помогают одевать снаряжение.
Подъем в 6 утра. Встали, попили чай, кофе с печеньем и идем на брифинг. Аладдин и Айман дали заполнить бумаги, где мы указали номера своих дайверских карточек, подписались в том, что мы осознаем всю опасность погружений ))), сдали паспорта. Дальше они рассказывают, куда мы пришли, что за сайт нас ждет, показывают на мониторе план погружений.
Сегодня день посвящен погружениям к месту гибели парома «Салем Экспресс». Паром с паломниками 14 декабря 1991 года шел из Саудовской Аравии в Египет. Налетел на риф и затонул за 20 минут. Спаслось всего 180 человек, погибло, по разным данным, то ли 600, то ли 1000. Как обычно, на таком пароме точного количества пассажиров никто не знает.
Первое погружение у нас — обзорное, второе, после обеда, — внутрь парома. Выходим из кают-компании одевать «снарягу». Осматриваемся вокруг. Голубая вода, яркое солнце. «Хайат» стоит недалеко от рифа. Вниз уходит конец, вдоль которого мы будем опускаться на «Салем».
Одеваем «снарягу», собираемся на дайв-деле. Две группы, каждая со своим гидом. Уходим под воду прямо с палубы. «One! Two! Three!» — «Ялла-Ялла!!!». Пошли вниз.
Стравил воздух из компенсатора, осмотрелся и пошел. Прозрачность воды... 50метров, 100метров? Короче, очень прозрачная.
Прямо внизу видна громада «Салем Экспресса». Верхний край затонувшего судна (он же левый борт) — на глубине 15 метров от поверхности. Мы обходим вокруг, спускаемся ко дну, на 32 метра. Паром просто огромный.
На дне лежат шлюпки, которые не успели спустить, какие-то личные вещи, мусор... Место трагедии...
Особенно это чувствуется на дне, когда видишь, что над тобой висит вся эта железная громада, и вокруг уже голубоватый сумрак.
А наверху, на 15 метрах, светло, яркие рыбки, какие-то моллюски. И все не так грустно.
Здесь хочется упомянуть о часто задаваемых вопросах про дайвинг.
Спрашивают друзья: «Как ощущения? На что это похоже?».
Отвечаю: это похоже на космос. Это другой мир — подводный. А ты, дайвер, между солнцем вверху и синей глубиной внизу, в невесомости (или в нейтральной плавучести).
Особенно все это чувствуется в такие минуты, как те, которые проведены на дне возле утонувшего «Салема». Вокруг уже синева, и понимаешь, что это другой мир, здесь люди не живут. Они когда-то жили на этом корабле, но их уже нет...
Пробыв под водой 40 минут, вижу на манометре 50 бар, сигналю жестами бадди (напарнику), сигналю гиду, и группа потихоньку начинает всплывать. Я — раньше, кто-то — позже.
На дайв-деке опресняемся, снимаем ласты, ставим на место баллоны с компенсаторами, вешаем сушить костюмы. И скоро раздается звон колокола — на обед.
После обеда два часа отдыха и снова брифинг. Теперь погружаемся внутрь «Салема». Проплывем по коридорам, заглядываем в грузовой трюм, смотрим на легковые автомобили, оставшиеся внутри. Конечно, погружение внутрь «Салема» — не для слабонервных...
Когда видишь эти каюты, груды вещей, впечатления — не супер.
Так почти каждый день у нас 2-3 погружения. Не считая тех дней, где есть длинные переходы. Когда я говорю про 2-3 погружения, я имею в виду погружения на 20-30-40 метров для большей части нашей группы, у кого Open Water Diver или Adwanced OWD, то есть начальные ступени мастерства. А для наших днепропетровских друзей-технодайверов хватало и по одному погружению в день (метров на 50-60 и дальше). Остальное время можно было посвятить курению, питию напитков, загоранию, сну и т. д. Кому что нравится.
Весь маршрут у нас за 7 дней был такой: Хургада — «Салем Экспресс» (Сафага) — Дедалус — Роки, Забаргад, Эльфинстоун.
Самые запоминавшиеся — это «Салем», остров Забаргад и Эльфинстоун.
А между ними — рифы с экзотическими названиями Абу Эль Карарим, Сатайе, Эль Малахи, Шааб-Шарм.
Вообще-то они довольно похожи: погрузились за 20 метров, плывем вдоль отвесной стенки рифа, вверху на рифе — красота, яркая живность, внизу — синяя глубина. Разные только течение (оно или есть, или его нет) и форма рифов. Причем, на одном из сайтов риф состоял из доброго десятка столбов, прямо таки в полном смысле этого слова — рифовых столбов. Между ними можно было заблудиться.
Запомнился остров Забаргад. Это что-то суперское. «Хайят» подошел к нему, а перед ним — море: синее, голубое, салатное (из-за разных глубин). А перед островом получается лагуна, окруженная сплошным кольцом коралловых рифов. Так что наш «Хайят» стоял возле внешнего кольца рифов.
Группы стали готовиться к погружениям. Я один раз сходил под воду, а потом мы организовали команду из меня с фотиком, Стаса с еще одним фотиком и нескольких наших девушек. Это все, кто хотел высадиться на красивый песчаный берег. Два араба помогли нам погрузиться в «Зодиак». «Зодиак» — это такая резиновая лодка с мотором, которых на яхте две. С них можно осуществлять погружения, а можно их использовать в качестве транспортных средств.
Доплыли до рифа, там пришлось спуститься в воду и, практически чиркая коленями и животом, проплыть над кораллами. А облегченный «Зодиак» аккуратно прополз над рифом. Дальше мы опять в «Зодиак», и дошли до песчаного пляжа. Это что-то! На пустынном пляже обнаружили места кладки черепах (от черепашьих яиц остались высохшие шкурки), экзотические ракушки на берегу. Сам остров явно вулканического происхождения. Мы слазили на гору, посмотреть сверху. Растительности нет, зато везде окаменевшие кораллы, т. е. их остатки. Тут я порадовался, что обул ботинки для дайвинга на толстой подошве. Иначе подняться на гору не получилось бы. Уже дома я прочитал в Нете, что площадь острова около 5 м кв.
Еще один запомнившийся сайт — Эльфинстоун. Известное среди дайверов место. Известно оно сложностью, сильным течением и несчастными случаями с дайверами. Один из громких последних случаев произошел, кажется, в 2007 году, с тремя российскими дайверами из Барнаула. Эльфинстоун — это длинный узкий риф, глубины возле него — 70 метров и сильные течения. Нужно внимательно и осторожно выполнять здесь погружения. С одной нашей группой тоже случилась небольшая неприятность — двух человек выдуло течением в море. Причем, когда я смотрел, как их забирал в море «Зодиак», пытался понять, сколько до них. 100 метров? 800? 1000? 1500? Расстояние на поверхности воды определять на глаз для нас, сухопутных, очень тяжело. Несмотря на свою сложность и опасность, Эльфинстоун — место очень популярное и даже культовое. Вместе с нами там стоял еще десяток яхт (французы, немцы, бельгийцы).
Встречаясь с другими яхтами и «Зодиаками», мы обменивались всегда приветствиями, и отсюда понятно, что на Красном море собираются дайверы со всей Европы.
А, в общем, и Эльфинстоун, и весь дайв немножко, только немножко, разочаровал моих более опытных друзей: поскольку мы были на дальнем юге Красного моря, то должны были встретить акул, и акул разных. И особенно на Эльфинстоуне. Но, как на зло, видели акул всего пару раз и то издалека. Так что здесь ожидания были обмануты.
Собственно, на Эльфинстоуне был наш последний дайв. До самолета — 24 часа, уже нельзя идти вниз, поэтому наша яхта причалила к берегу возле села Марса-Алам. Точно село. Пирса никакого нет, на берегу какие-то недостроенные отели. Отсюда до Хургады — 350 км. Их мы одолели на следующий день на автобусе. Позавтракали в 6 утра и выехали. Вся дорога шла вдоль побережья. Справа — море, слева — пустыня. Самолет в 13.30.
А в общем, дайв на Красном море — это незабываемые впечатления. Ныряешь, как в аквариуме, столько вокруг живности. После Красного моря в нашем Черном море как-то грустновато.
Красное море — это сравнительно недалеко (4 часа лету) и сравнительно недорого...

Автор: Юрий БОЙКО, www.poltava.pl.ua; Фото: Ю. Щербак, Ю. Бойко, А. Романенко


Дізнавайтеся першими найважливіші і найцікавіші новини України та Полтавщини – підписуйтеся на наш Telegram-канал та на сторінку у Facebook
| Полтава | Цікаве
Додати коментар

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
Вам необхідно зареєструватися, або увійти під своїм логіном



Купить квартиру Полтава
 Криптовалютні біржі в Україні
Курс НБУ

Зачекайте, йде завантаження...

Логін:
Пароль:
запам'ятати


Реєстрація | Нагадати пароль

Шановні водії!

У зв’язку зі значним погіршенням погодних умов та сильної хуртовини частина траси Р-52 у Царичанському районі являєтсья непридатною до використання!

Служба порятунку звертає Вашу увагу на те, що вирушаючи у таку погоду в дорогу Ви йдете на це на свій страх і ризик - у випадку неможливості вибратися із снігових заметів на дорогах чекати допомогу можливо прийдеться досить довго.

Тому рекомендується відмовитися від подорожей автомобілем до стабілізації ситуації