В наши дни, когда мы говорим о новых автомобилях, сошедших с конвейера, обязательно интересуемся, есть ли у транспортного средства турбонаддув. Современные автолюбители уже привыкли к тому, что на двигателя устанавливают турбокомпрессоры. В частности, на дизельные. Турбонаддув придает автомобилю маневренности, мощности и скорости. При этом часть водителей даже не догадываются, как работает турбонаддув и не знают о том, что этот принцип работы двигателя был разработан больше ста лет назад.
От Альфреда Бюхи до Фольксваген турбодизель
В инженерии термин "турбонаддув" считается методом агрегатного наддува, который основан на использовании энергии отработавших газов. Система построена на турбокомпрессоре или нагнетателе с механическим приводом.
Турбонаддув прошел долгую дорогу развития и модернизации, пока не стал широко использоваться в автомобилестроении.
Принцип работы турбины в далеком 1911 году впервые запатентировал швейцарский инженер Альфред Бюхи. Так что, история турбокомпрессоров плотно переплетается с развитием двигателей внутреннего сгорания.
Первые попытки снизить расход топлива и повысить мощность двигателя предпринял Рудольф Дизель. Он считал, что достичь такого результата ему удастся путем сжатия воздуха, который будет нагнетаться в камеру сгорания. Но правильно использовать выхлопные газы через десять лет сумел Бюхи, который в 1905 году добился увеличение мощности двигателя на 120 процентов.
Но о автомобильных двигателях с турбонаддувом в те годы еще никто не говорил. Технологию применяли к корабельным и некоторым авиационным. Прошло почти 30 лет пока турбонагнетатели "прижились" на авиационных двигателях. Технологию применяли для того, чтобы повысить высотность истребителей и бомбардировщиков. И прорыв в области самолетостроения осуществили американские инженеры. В начале 40-х годов прошлого столетия они создали уникальный истребитель с турбонагнетателем, который достигал невиданных летных возможностей.
Что касается автомобилей, то примерно в это же время турбокомпрессоры начали применять на грузовых автомобилях, оснащенных дизельными двигателями. А идея установки турбины на легковушки принадлежит корпорации Дженерал моторс. Но из-за низкого уровня надежности от этого новшества пришлось отказаться.
Турбокомпрессоры стали популярны в 70-х годах, когда их начали широко использовать при разработке болидов для Формулы.
Переломным стал 1978 год, когда компания Мерсе́дес-Бенц выпустила легковой автомобиль, оснащенный дизельным турбодвигателем. Усовершенствовать такой двигатель удалось инженерам концерна «Фольксваген», которые снизили уровень расхода топлива.
Кстати, благодаря тому, что "дизеля" имеют повышенную степень сжатия и не обмениваются теплотой с окружающим пространством, их выхлопные газы имеют более низкую температуру, что помогает снизить требования к жаропрочности турбины. Поэтому дизельные двигатели с турбонаддувом более изощренные и экономичные. Естественно, что и встречаются они намного чаще, чем бензиновые.