Диагностика дизельного двигателя. Когда обращаться за помощью?
Дизельные двигатели обладают достаточно высоким ресурсом и долговечностью. Однако качество топлива в нашей стране в сочетании с интенсивной эксплуатацией может вывести из строя даже самые надежные агрегаты. Зачастую, владельцы авто обращаются на СТО в тот момент, когда поломка делает невозможным эксплуатацию транспортного средства, при этом ремонт обходится в довольно внушительную сумму.
Более целесообразно осуществлять периодическую диагностику двигателя в сервисном центре, чтобы выявить проблемы на начальной стадии, когда повреждение одной детали не повлечет за собой выход из строя всего узла. Данная услуга также имеет определенную стоимость и чем лучше техническое оснащение и квалификация персонала на СТО, тем выше прейскурант. Поэтому опытные водители разработали целый комплекс мер по предварительному выявлению проблем с дизельным двигателем.
Визуальный осмотр
Для того чтобы увеличить ресурс двигателя и существенно снизить вероятность возникновения поломки рекомендуется хотя бы раз в неделю, перед запуском автомобиля, производить следующие действия по проверке:
- Степени натяжения приводного ремня;
- Целостности шлангов, патрубков и внешнего изоляционного слоя электропроводки;
- Уровня загрязнения воздушного и топливного фильтра;
- Уровня масла, тормозной жидкости, антифриза.
После визуального осмотра двигатель запускается и по достижению рабочая температура проверяется по цвету выхлопа.
Определение проблем по слуху
Как правило, диагностировать неполадки с двигателем по слуху могут только опытные автовладельцы. Проверка осуществляется как на холостом ходу, так и во время движения. Как показывает практика, в следующие звуки могут сигнализировать о потенциальной неисправности:
- Частое стрекотание, появляющееся при первом запуске и впоследствии исчезающее после прогрева двигателя;
- Приглушенные стуки на холостом ходу с низкой частотой, ориентировочно, в два раза реже, чем обороты коленвала;
- Звон и стук со стороны цилиндров;
- Хлопки выхлопной трубы, в том числе при низких оборотах на холостом ходу.
При появлении перечисленных симптомов настоятельно рекомендуется посетить СТО и пройти профессиональную диагностику. Довольно часто плохая работа двигателя может быть связана с выходом из строя турбонаддува. То в этом случае необходима реставрация турбины.
Компьютерная диагностика
Если автомобиль оборудован разъемом OBDII (как правило, располагается в салоне возле блока предохранителей), то можно самостоятельно осуществить компьютерную диагностику используя обычный ноутбук, планшет или даже смартфон. Для этого на электронное устройство необходимо скачать специальное программное обеспечение, к примеру, Check-Engine или TorquePro. После этого подключить ноутбук к OBDII разъему и осуществить синхронизацию. Затем запустить двигатель и программу диагностики. В зависимости от типа программы на дисплее будет отображаться различная информация по двигателю: температура, расход топлива, количество оборотов и т.п. Отображение информации может осуществляться цифрами или в виде графиков. При обнаружении сбоев в работе программа выдаст код ошибки, значение которого можно увидеть в специальном приложении.
Проверка выхлопа
Один из наиболее эффективных способов тестирования работы дизельного двигателя осуществляется простым бумажным листом. Необходимо запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры. Затем поднести белый лист бумаги к выхлопной трубе на расстояние 1-2 см и подождать одну минуту. Перед осмотром бумагу необходимо подсушить. В зависимости от её состояния можно диагностировать следующее состояние двигателя:
- Чистый лист без значительных следов масляного налёта – двигатель исправен;
- На поверхности листа имеются коричневатые разводы и капли масла – чрезмерное потребление масла. Как минимум необходима замена маслосъёмных колпачков, а зачастую и более серьёзный ремонт;
- На поверхности бумаги имеются масло, но без бурого налета – в камеру сгорания поступает антифриз. Одна из наиболее вероятных причин — это повреждение прокладок и сальников в крышке или головке блока цилиндров.