Убоповцы Запорожской и Полтавской областей провели совместную операцию по освобождению 30-летнего сирийца, которого его земляки восемь суток удерживали в заложниках.
Прохудившийся матрац на старенькой больничной койке в районной больнице Махмуду Али (имя изменено) после пережитого кажется мягким и удобным, больничная еда — самой вкусной, а выхаживающие его люди в белых халатах — очень добрыми и чуткими. Но больше всего изможденный сириец — студент пятого курса одного из медицинских вузов Харькова — благодарит наших милиционеров, вызволивших его из заточения.
— Теперь четвертое октября — мой второй день рождения, — тихо говорит Махмуд. — Уже и не надеялся, что выживу. Я очень благодарен сотрудникам милиции. Они мои спасители.
«Раз в сутки с меня снимали наручники на пару минут, чтобы я мог размять кисти»
Освобожденный невольник потерял счет дням. Помнит только, что его похитили в четверг, но в какой именно, уже забыл — в голове все смешалось.
На самом деле это случилось 27 сентября. В тот роковой день у него была назначена встреча с деловым партнером в Днепропетровске — Махмуд совмещает учебу на фармакологическом факультете с ведением небольшого парфюмерного бизнеса. Утром сел в Запорожье в рейсовый автобус, и с тех пор телефонная связь с ним оборвалась на восемь суток. Зря партнер ждал его полтора часа в оговоренном месте, напрасно трезвонил на его мобильный — Махмуд как в воду канул.
— Только я вышел из автобуса в Днепропетровске, незнакомые люди затолкали меня в автомобиль, избили и, связав руки-ноги и закрыв глаза повязкой, повезли в неизвестном направлении, — рассказывает Махмуд Али. — Требовали деньги, угрожали, отобрали мобильный телефон. Через какое-то время мы оказались в сельском доме. Здесь меня бросили на пол и снова очень сильно побили. Избивали часто. Прыгали по груди, лупили по голове. Время от времени там, где я находился, появлялись еще какие-то люди. Я слышал новые голоса, но никого не видел, поскольку мои глаза были постоянно завязаны. Руки мне заковали в наручники. Иногда их снимали минуты на две, чтобы я мог немного размять кисти. Естественные потребности предлагали справлять в пластиковую бутылку. От меня требовали десять тысяч долларов. «Если твои родственники соберут деньги и передадут нам, мы тебя отпустим, — говорили. — Но отрежем руку. Если не передадут — отрежем голову».
К вечеру 27 сентября, когда воля заложника была сломлена, ему дали мобильный телефон и приказали сообщить жене-украинке, чтобы она собирала выкуп. То же требование злоумышленники выдвигали и в эсэмэсках, которые отправляли на ее номер. «Продай свою квартиру или переоформи ее на такое-то имя», — подсказывали.
Испуганная молодая женщина не сразу обратилась в правоохранительные органы и начала в панике собирать требуемую сумму. Но когда она была готова передать ее похитителям, те в условленном месте не появились, видимо, опасаясь «хвоста». Только 2 октября супруга Махмуда написала заявление об исчезновении мужа в управление по борьбе с организованной преступностью Запорожского милицейского главка. А уже под вечер следующего дня оперативники точно знали, где следует искать пропажу. Несмотря на то, что злоумышленники, маскируясь, после каждого звонка или отправленного смс-сообщения меняли сим-карточки.
«Да, мы слегка его побили, но ведь смазывали раны...»
Совместную операцию по освобождению гражданина Сирийской Арабской Республики убоповцы Полтавской и Запорожской областей провели очень четко.
— Уже вечером третьего октября хата в одном из сел Новосанжарского района была оцеплена бойцами запорожского спецподразделения «Сокол», подкрепленного коллегами из Полтавы, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник отдела по связям с общественностью полтавской областной милиции Юрий Сулаев. — Подворье, не обнесенное забором, просматривалось, как на ладони. Но участники операции решили ждать до утра, чтобы, не дай Бог, в потемках не перепутать фигурантов этой истории. Было известно, что заложника удерживают два иностранца — они входили в хату и выходили из нее. Рядом с домом стоял темно-синий «Ланос», на котором они разъезжали. Но вооружены ли эти люди, никто не знал, поэтому группа захвата рисковать не стала.
Брали злоумышленников рано на рассвете, когда все обычно спят крепким сном. Те и опомниться не успели. Хлипкий замок на дверях сельской хаты поддался без особых усилий. В одной из комнат на диване спали «охранники». В другой, на полу, со скованными сзади руками — их жертва.
Когда освободители сняли с Махмуда наручники, натершие запястья до крови, он едва смог подняться. Ведь молодой мужчина провел без пищи и практически без воды восемь суток!
А вот его мучители голодом себя не морили: на столе остались недоеденные пельмени, было видно, что на кухне регулярно готовят еду.
— Мы не хотели его убивать, — пояснил один из задержанных, 30-летний Ибрагим (имя изменено). — Еще немного, и отпустили бы, только бы он деньги вернул. И это неправда, что кушать парню не давали. Он сидел на диване, ел, курил. Мы смазывали ему раны. Ну да, его слегка побили, потому что у нас из-за него неприятности.
Как рассказал Ибрагим, студент того же медицинского вуза, в котором учится и Махмуд Али, тот якобы взял с него пять тысяч гривен и пятьсот долларов за процедуру регистрации в Украине. Но регистрация оказалась фальшивой, а Махмуд после этого перестал выходить на связь.
32-летний напарник Ибрагима сперва рассказывал, что он вообще случайно оказался в месте заточения Махмуда. Дескать, его попросили привезти человеку покушать, и только тогда он узнал, что этот человек кого-то «кинул». Затем категорически отказался общаться с кем бы то ни было без адвоката, проронив одну лишь фразу: «Он (Махмуд. — Авт.) должен нам денег».
По сообщению некоторых источников, захватчики общались по скайпу и с родителями Махмуда, тоже требуя у них отдать долг за сына.
Сам потерпевший отрицает факт знакомства со своими мучителями.
«У злоумышленников изъяты мобильные телефоны с записью истязаний пленника»
— Правоохранители устанавливают все подробности этого преступления, — говорит начальник Полтавского областного управления по борьбе с организованной преступностью Владислав Руденко. — Ведется поиск возможных соучастников совершенного противоправного действия среди иностранных студентов, прежде всего, на территории Полтавщины. Ведь не случайно, наверное, злоумышленники прятали заложника именно здесь. Уже пятого октября были задержаны еще два иностранных гражданина, причастных к похищению Махмуда Али. У них изъяты важные вещественные доказательства — мобильные телефоны с записью истязаний потерпевшего. Это шокирующее видео...
Как удалось выяснить «ФАКТАМ», хата, в которой держали Махмуда, с некоторых пор пустовала. Хозяйка выставила ее на продажу, поэтому соседи, наблюдая, как несколько дней подряд возле дома крутилась какая-то иномарка, предполагали, что это либо новые хозяева, либо покупатели. Видели, что по вечерам в хате включали свет, но это никого не насторожило.
Между тем злоумышленники, наверное, опасались, чтобы заложника никто не заметил и тем более, чтобы он не сбежал — в комнате не только поставили решетки на двух окнах, но и постоянно держали ставни на них закрытыми. Захватчики не были вооружены. Однако в хате находились, видимо, оставленные прежними хозяевами топор и гвоздодер, которые при желании можно было использовать как холодное оружие.
Сразу же после освобождения Махмуда Али доставили в Новосанжарскую центральную районную больницу. Врачи диагностировали у него закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, ушиб грудной клетки, перелом пятого ребра, повреждение внутренних органов, многочисленные кровоподтеки.
— По всему видно, что человека пытали, — говорит заведующий хирургическим отделением Новосанжарской центральной районной больницы Владимир Пшиненко. — Кроме того, пострадавший находится в тяжелом психологическом состоянии. Но, думаю, молодой организм справится, и уже через месяц пациент сможет вести обычный образ жизни.
А вот Ибрагима и его сообщников ожидает суд. Против задержанных возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное лишение свободы или использование человека в корыстных целях», что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.